Меню

Задания для детей на относительные прилагательные



Игры и упражнения для образования относительных прилагательных и их употребление в речи

Юлия Поплова
Игры и упражнения для образования относительных прилагательных и их употребление в речи

Упражнение «Из чего предмет?

Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные.

Материал: Металлическая ложка, бумажная шляпа, пластмассовый стакан, стеклянный шар, шерстяная варежка, кожаная сумка, деревянная доска.

Воспитатель: ребята, перед вами предметы. Рассмотрите, пожалуйста, каждый из них. (называет предметы и материал, из которого они сделаны) Скажите, какой это предмет по материалу?

Каждое относительное прилагательное повторяется ребенком многократно, до его усвоения.

Упражнение «Какое это бывает»

Цель:учить ребенка правильно отвечать на вопрос: какой по материалу? Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Какое это бывает». Я буду кидать вам в руки кубик и задавать вопрос, вы, кидая мне кубик назад, будете отвечать на вопрос.

Какой по материалу кубик, если он сделан из пластмассы? (пластмассовый)

Если игрушка из резины? Если ножницы из металла? Если коробка из бумаги? Если стакан из стекла? Если пирамидка из дерева? Если шляпа из соломы? Если чашка из фарфора? Если носок из шерсти? Если кошелек из кожи?

Упражнение «Из чего бывают лестницы?»

Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные, активизировать их употребление в речи.

Материал: картинки с изображением лестниц для домика, сделанных из разного материала, игрушка фиксик Нолик.

Воспитатель: ребята, к нам в гости пришел наш старый знакомый фиксик Нолик. Он решил построить себе домик, но не знает, какую себе лучше сделать лестницу. Он узнал, что лестницы делают из разного материала и называются они по-разному. Вот лестница, сделанная из камней, называется она каменная. Эта лестница из кирпичей – кирпичная. А как называется лестница из бетона? (бетонная, из глины? (глиняная, из бревен? (бревенчатая).

Упражнение «Выставка одежды»

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Материал: Картинки с изображениями предметов одежды, игрушка — фиксик Нолик.

Воспитатель: Ребята, наш друг Нолик приглашает нас с вами посетить очень интересную выставку одежды. На этой выставке представлены вещи из разного материала. Давайте поможем Нолику рассмотреть эти вещи?

Какое платье, если оно из трикотажа? (трикотажное) (Дети образуют относительные прилагательные)

Рубашка из фланели? Свитер из шерсти? Юбка из вельвета? Штаны из болони? Блузка из ситца? Куртка из замши?

Фиксик поблагодарил ребят за помощь в рассматривании одежды.

Упражнение «Кто больше?»

Цель: учить детей подбирать как можно больше существительных к относительному прилагательному для более полного усвоения его лексического значения.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем, посоревнуемся, кто больше даст ответов на мои вопросы. За каждый ответ получаете звездочку. Мы сейчас и посмотрим, кто больше всех соберет звездочек.

Воспитатель: Что бывает каменное? Железное? Бумажное? Соломенное? Берестяное? Хрустальное? Деревянное? Глиняное? Гипсовое? Пластмассовое? Кожаное? и прочее.

(Необходимо подбирать по 5-6 слов к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом).

Упражнение «Волшебная лесенка».

Цель: продолжать упражнять детей в образовании относительных прилагательных с разными суффиксами.

Упражнение проводится в виде соревнования.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам игру. Я назову предмет и материал из которого он сделан, а вы подберете относительное прилагательное и сделать шаг по лесенке вперед в случае, если слово было названо верно. Вопросы задаются каждому ребенку по очереди. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до конуса хрусталя

Предлагаются слова: варежки из меха, стена из кирпича, дверь из дерева, пирамидка из пластмассы, ваза их стекла, бокал из хрусталя, кораблик из бумаги, кофта из шерсти, рубашка из фланели, диван из кожи, подушка из пера, платье из ситца, ложка из металла, тарелка из фарфора.

Упражнение «Скажи правильно».

Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от соответствующих существительных с помощью различных суффиксов, расширять активный словарь детей.

Материал: картинки с изображением деревьев.

Воспитатель: ребята, посмотрите на картинку, повторите и запомните названия деревьев. Я буду говорить вам предложения, в которые надо добавить слова о том, какой предмет, если он имеет отношение к этим деревьям.

Пример: Катя очень любит пить ароматный липа чай

Правильный вариант: Катя очень любит пить ароматный липовый чай.

Василий собирал береза веник. Сосна шишки очень большие. По осина веткам прыгала белка. На рябина гроздях сидят снегири. Маша принесла маме букет из клен листьев. Тополь пух летает по городу. Дуб желуди любят есть поросята. Папа убрал елка игрушки в коробку. На липа цвет летят пчелы и осы. Сосна смола течет по стволу. Вадим весной принес береза сок.

Читайте также:  Правила по прилагательным изучаемые в 6 классе

Примечание: на данном этапе обучения ребенок уже способен запомнить, мысленно изменить, а затем и воспроизвести предложение из 6-7 слов.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии ребенка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию.

Дидактические игры и упражнения для развития речи ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются.

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы детского сада на лето Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы дс на ЛЕТО ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА Вместе с малышом нужно произносить.

Игры и упражнения для проведения динамических пауз Комплекс игр и упражнений для проведения динамических пауз (в помещении и на улице) «Движение — это жизнь» — эти слова известны практически.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры и упражнения» Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые.

Логопедическое занятие «Образование относительных прилагательных на материале лексической темы «Посуда» Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Социально-коммуникативное развитие • Художественно-эстетическое.

Педагогический проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря» 1. Анализ ситуации. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно.

Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. У детей при ряде речевых нарушений.

Источник

Тема: относительные прилагательные
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Тема: относительные прилагательные.

Цель: учить детей включать в предложения относительные прилагательные;

Задачи:

-упражнять детей в употреблении относительных прилагательных;

-учить образовывать относительные прилагательные и использовать их

-учить составлять 4-х сложные предложения;

-развивать зрительную и слуховую память;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать слушать и слышать друг друга;

Оборудование: предметные картинки, мешки с крупами, муляж дома.V

Скачать:

Вложение Размер
tema5.docx 16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: относительные прилагательные .

Цель: учить детей включать в предложения относительные прилагательные;

-упражнять детей в употреблении относительных прилагательных;

-учить образовывать относительные прилагательные и использовать их

-учить составлять 4-х сложные предложения;

-развивать зрительную и слуховую память;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать слушать и слышать друг друга;

Оборудование: предметные картинки, мешки с крупами, муляж дома.

1. Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Карлсон и всю варенью съел. Давайте, посмотрим какие он съел. Показывает банку с вареньем и просит детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из брусники, из абрикосов, из айвы и т. п. Правильно ответившие дети садятся на места.

2. Игра «Какой суп сварила мама»

У детей на столах картонные пластинки в форме кастрюль, на них наклеены картинки с изображением различных продуктов: мяса, курицы, рыбы, крупы, грибов и т. п.

Логопед просит детей ответить предложением, какой суп сварила мама? Дети, ориентируясь на свою картинку, включают в предложение определения: щавелевый, вермишелевый, грибной, овощной и т. п.

2. «Мешки с крупами»

Угадайте, что в мешочках? (гречка, пшено, фасоль, рис)

Что мама может приготовить из этих продуктов? (суп, каша)

3. Игра «Разные дома»

Логопед выставляет на доску строительные материалы и предлагает догадаться, какой это дом, если он из бревен, досок, камней, кирпича, блоков, соломы и т. п. Дети образуют соответствующие прилагательные.

Дети встают около своих стульчиков и выполняют команды логопеда только в том случае, если услышат слово «пожалуйста».

Логопед падает команды: Руки вниз, пожалуйста! Покажите свой нос!

4. Игра с мячом «Ответь одним словом!».

Логопед бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетания с предлогами: пирог с яблоками, котлеты из курицы, бульон из мяса, оладьи из картофеля, запеканка из творога и т. п. Поймав мяч, ребенок отвечает словосочетанием с относительным прилагательным: яблочный пирог и т.д.

5. Игра «Письмо от Карлсона»

«Карлсон написал нам письмо. Я стала его читать, но ничего не поняла – там очень много ошибок. Помогите мне исправить ошибки и понять, что написал Незнайка».

Сегодня ко мне приехала бабушка и привезла подарок — малина пирог. Но сказала, что есть мы его будем после того, как пообедаем! Бабушка сварила горох суп, испекла творог запеканку и мы сели за стол. Когда всё было съедено мы разрезали малина пирог и начали есть его запивая яблоко соком. Я был очень рад, что приехала бабушка!

Лена купила клубника сок.

Папа принес кабачок икру.

Мама приготовила картошка пюре, т. п.

Мне купили клубника мороженое.

Бабушка печёт фрукты пирог.

Мы пили клюква напиток.

Дима ест черника варенье.

Ира не любит рыба суп.

Илья ест шоколад конфету.

6. Испечём пироги с разными начинками.

Детям даётся картинка с изображением пирога и предметные картинки с изображение фруктов. Ребёнок скрепляет картинку пирога с любым фруктом и делится результатом.

Угостим нашего гостя пирогами, которые испекли? Мы ему отправим посылку.

Какие игры играли мы с вами? Что больше всего понравилось? Какая игра больше всего понравилась вам?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по совершенствованию лексико — грамматических представлений в подготовительной логопедической группе.

Занятие проводилось в подготовительной группе в рамках работы над темой «Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи».

Занятие проводилось в подготовительной группе в рамках работы над темой «Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи».

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилаг.

Цели: — образование и употребление относительных прилагательных от названия ткани;- закрепление представлений о тканях;- установление причинно-следственных связей;- развитие связной устной .

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме «Относительные прилагательные&quot.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР на тему: «Относительные прилагательные».

Источник

Дидактические игры для развития навыков образования относительных прилагательных

Дидактические игры для развития навыков

образования относительных прилагательных.

Большое значение игре придавал : « У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». ( , 1958).

так объяснял интерес детей к игре: « Для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём…». (, 1954).

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1) игровая деятельность – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста;

2) особенностями детей с нарушениями речи.

Ведь дети с нарушениями речи в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность, депрессивные состояния, негативизм, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости и пр.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с детьми с нарушениями речи:

1) логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе;

2) при проведении игр логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Особенность дидактических игр в том, что они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Именно эта особенность дидактических игр обуславливает их ценность как метода обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал.

Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательных задач связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребёнка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление детей. Усваивая или уточняя в дидактической игре то или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, упражнять память, внимание. В дидактических играх перед детьми ставятся узкие определённые задачи умственного порядка, требующие для своего решения различных интеллектуальных операций.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению

навыков словообразования относительных прилагательных.

Для закрепления навыка образование относительных прилагательных можно использовать следующие игры:

1. «Что из чего сделано?»

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Взрослый называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все карточки.

Стакан из стекла стеклянный Сковорода из чугуна – чугунная

Ложка из дерева – деревянная Нож из металла – металлический

Ведро из железа – железное Ваза из хрусталя – хрустальная

Платье из шёлка – шёлковое и т. д.

2. Стихотворные тексты для закрепления навыка образования относительных прилагательных:

Из ваты матрасик ватный,

На нём наш котёнок спит,

Он носик прикроет лапкой

И сладко во сне сопит.

Из картона коробка картонная

В неё можно игрушки сложить.

Из бетона стена бетонная,

Будет долго она служить.

Из плюша мой плюшевый мишка,

Мне нравится с мишкой играть,

Он словно мой младший братишка,

И с ним я не буду скучать.

Купил я хрустальную вазу,

Та ваза из хрусталя.

Понравилась мне она сразу –

Все грани на солнце горят.

Из бумаги кораблик бумажный,

Он спокойно бежит по волнам.

Где же тот капитан отважный,

Что на нём поплывёт в океан?

Из стекла стеклянный стаканчик,

Он прозрачный и небольшой,

Осторожно взял его мальчик

И наполнил прохладной водой.

3. «Четвёртый лишний».

Детям предлагаются картинки: стакан, сковорода, чайник, кастрюля. Необходимо назвать «лишний» предмет и объяснить, почему. Лишний стакан, потому что стакан стеклянный, а кастрюля, чайник, сковорода — металлические.

4. «Поваренок» – закреплять в речи существительные, обозначающие названия круп (гречка, овёс, рис, пшено и т. д.), расширять словарный запас за счёт относительных прилагательных, образованных при помощи продуктивных суффиксов — ов-, — ев-, — н.

Ребенку предлагается картинка с изображением кастрюли и пакетики с различной крупой и макаронными изделиями.

Задание: что это? (Это рис.) Положи в кастрюлю пакетик с крупой и скажи, как называется каша из риса, пшена, гречки и т. д. Как называется суп из гороха, риса и т. д.

5. «Ателье» – активизировать в речи существительные, обозначающие виды ткани и расширять словарный запас за счёт навыков словообразования (образования относительных прилагательных.)

Ребенку предлагаются круги с изображением контуров одежды, образцы тканей, прищепки. Задание: назови ткань, приложи кусочек ткани и скажи, свитер из шерсти какой? Юбка, какая? И т. д.

6. «С какой ветки детки?» — развивать словарный запас, формировать навыки словообразования (относительные прилагательные) и словоизменения (употребление существительных в форме Р. п. ед. ч. с предлогом С).

Детям предлагается большая карточка с изображением деревьев, в центре — плоды и листья, соединённые с деревом лабиринтом. Задание: определи, с какой ветки упал лист (плод) и как называется этот лист (плод). Этот лист упал с берёзы. Это берёзовый лист. Этот жёлудь и лист упал с дуба. Это дубовый лист.

Таким образом, проведение работы по формированию словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи в игровой форме позволяет в течение всего занятия поддерживать интерес и работоспособность детей. Дидактические игры позволяют ребёнку сделать то или иное обобщение, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что способствует глубокому усвоению пройденного.

1. , Серебрякова правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: «Феникс», Спб: «Союз», 2004.

2. Ткаченко говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

3. , Соколова игры для дошкольников – М.: Школа – Пресс, 1999.

4. Парамонова для развития речи. – СПб.: Дельта, 2000

Источник