Меню

Задания глагол существительное прилагательное местоимение



Материалы к уроку русского языка по теме «Морфологический разбор существительного, прилагательного, числительного, местоимения и глагола».

Содержимое публикации

11. Морфологический разбор существительного, прилага­тельного, числительного, местоимения и глагола.

научиться выполнять морфологический разбор конкретной части речи, можно быстрее выучить все её грамматические категории, легко отличать её на практике.

морфологический разбор — это характеристика слова как части речи с учётом особенностей его использования, то он выступает в качестве закрепляющего и контролирующего метода.

Пятую ночь провожу я у костра с этим мудрым старцем 3 . Старцем – существительное. I.Провожу (с кем?) со старцем. Н.ф. старец. II. Пост. – нариц.,одуш., м. р., 2 скл.; непост. – в ед. числе, Т.П. III. Провожу (с кем?) со старцем.

Разбор существительного. I.Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1.Начальная форма (И.п., ед. числа). 2. Постоянные признаки: а) одушевлённое или неодушевлённое; б) собственное или нарицательное; в) род; г) склонение. 3.Непостоянные признаки: а) число; б) падеж. III Синтаксическая роль.

Пятую ночь провожу я у костра с этим мудрым 3 старцем. Мудрым (старцем) – прилагательное. I. Старцем (каким?) мудрым. Н.ф. – мудрый. II. Пост. – качеств.; непост. – в полн. форме, ед. ч., м.р., Т.п. III. Старцем (каким?) мудрым.

Разбор прилагательного. I.Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1.Начальная форма (И.п., ед. числа, м.род). 2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. 3.Непостоянные признаки: а) у качественный – степень сравнения, краткая и полная форма; б) у всех — падеж, число, род (если есть). III Синтаксическая роль. .

Пятую 3 ночь провожу я у костра с этим мудрым старцем. Пятую — числительное. I. Ночь (какую?) пятую. Н.ф. – пятый. II. Пост. — прост., порядк., непост. – в ед.ч., ж.р., В.п. III. Ночь (какую?) пятую. .

Разбор числительного. I.Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1.Начальная форма (И.п.). 2. Постоянные признаки: а) простое, сложное или составное; б) количественное (разряд) или порядковое. 3.Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть). III Синтаксическая роль.

Пятую ночь провожу я 3 у костра с этим мудрым старцем. Я – местоимение. I. (Кто?) я. Н.ф. я. II. Пост. – личное, 1 лицо; непост. – в ед. ч., И.п. III. (Кто?) я.

Разбор местолимения. I.Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1.Начальная форма (И.п. единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) разряд по значению; б) лицо (у личных местоимений). 3.Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть). III Синтаксическая роль.

Пятую ночь провожу 3 я у костра с этим мудрым старцем. Провожу – глагол. I. Я (что делаю?) провожу. Н.ф. проводить. II. Пост. – несов. вид, перех., II спр., невозвр.; непост. – изъявит. накл., наст. время, 1 лицо, ед. число. III. Я (что делаю?) провожу.

Разбор глагола. I.Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1.Неопределённая форма глагола. 2.Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение, возвратность. 3.Непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо (если есть), род (если есть). III Синтаксическая роль.

87.Тренажёр по теме «Особенности упо­требле­ния предложений с прямой и косвенной речью. Синони­мия предложений с прямой и косвенной речью«.

11.Тренажёр по теме «11. Морфологический разбор существительного, прилага­тельного, числительного, местоимения и глагола«.

НПС. Найдите в предложениях существительные и прилагательные, укажите их постоянные признаки.

ППС. Найдите в предложениях числительные и местоимения, укажите их непостоянные признаки, вставьте пропущенные буквы.

ВПС. Составьте с данными глаголами предложения, определив грамматические категории глагола.

1.Вот уж снег последний в поле тает. 2.В вишнёвых рощах тонут хутора. 3.На глади прозрачной царит тишина. 4.Я провожал глазами голубой цветок поздней осени. 5.Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. 6.У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром. 7.Шелестят зелёные серёжки. 8.И горят серебряные росы. 9.Редкие кустики у дороги радостно топорщились зелёной листвой. 10.Ласточки сверкнули белыми грудками и растаяли в мутновато-голубом небе.

1.В 1947 году Москва праз..новала своё 800-летие. 2.На об..их концах крыши высятся телевизио..ые анте..ы. 3.В каждом р..ду ст..яло по шесть кресел. 4.На ст..не образовались два больших мокрых п..тна. 5.В первом з..беге стартовали пятеро маст..ров спорта. 6.Под ним струя св..тлей л..зури. 7.В наших л..сах много всяких д..ревьев. 8.Соседнее место в в..гоне н..кем не было занято. 9.Кое-что у нас ещё не г..тово. 10.Д..пломный проект лучше всех выполнил мой товарищ .. .

1. Лакомиться. 2. Долететь. 3. Косить. 4. Идти. 5. Согнуться. 6. Журчать. 7. Бежать. 8. Выдать. 9. Объяснять. 10. Стоять.

Всё время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звёзды усеивают тёмное небо и блестят чисто и нежно.

Наступает пора листопада, и листья падают 3 дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сухую траву.

Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлётом пернатых в далёкие края. 4 Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.

Чёрными облаками перелетают 3 по полям и лугам стаи скворцов. 4 Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.

«До свидания, осень», — говорим мы и приветствуем приход зимы.

Читайте также:  Наклонение это категория глагола которая выражает отношение действия

Произвести морфологический разбор указанных слов.

Произвести синтаксический разбор указанного предложения.

Выписать три глагола с безударными гласными в корне.

Источник

Тесты по темам Имя сущ-ое, прилагательное, глагол

Тесты даны для закрепления частей речи: имя сущ-ое, прилагательное, глагол.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по темам Имя сущ-ое, прилагательное, глагол»

а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.

2. Подчеркни глаголы.

Говорят, тишина, снег, падал, день, принес, росла, пела, барабанил, падающий.

3. К данным глаголам поставь вопросы.

спит — _____________________ читают — _____________________

4. На какой вопрос отвечают глаголы?

а) кто?, что?; б) какой?; в) Что делать? что сделать?.

5. Выбери строки, где все глаголы употреблены в форме множественного числа.

А) стирают, уснули, поют

Б) сидят, ходит, переезжают

В) побил, переехал, улетели

6. Выбери строки, где все глаголы употреблены в форме единственного числа:

Б) шьёт, собирает.

В) пишут, поливает.

7.Что обозначает имя прилагательное?

а) признак предмета

в) действие предмета

8.В какой строке записаны только имена прилагательные?

а) снежный, морозный

б) снег, зима, мороз

в) снеговик, зимовать

9. Укажи строку, где все имена прилагательные во множественном числе.

а) холодная, снежный

б) весёлые, пушистые

в) интересное, увлекательный

10.В какой строке записаны только имена прилагательные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?

б) добрая, смелая

в) простой, мокрый

11. Найдите строку с именами прилагательными в среднем роде.

А) красивый, огромный.

Б) пушистое, огромное.

В) умная, маленькая.

12. Найдите строку с именами прилагательными в женском роде.

А) интересная, белая.

В) яркое, светлое.

13. Подчеркни имена существительные

Листья, театр, люблю, вишнёвый, собака, бежала, лень, животное, ветер, красивый.

14.Что обозначают имена существительные?

в) действие предмета

15.Напиши имена существительные во множественном числе

окно ___________ поле _______________

книга __________ мышь _______________

16. Напиши имена существительные в единственном числе

песни _________________ поля _______________

друзья __________________ ножницы ______________

17.Запиши слова в два столбика ( в I – одушевлённые имена существительные, во II – неодушевлённые имена существительные):

Ветер, кит, яма, облако, гусь, солнце, буря, ёжик, лодка, Саша.

18. Выбери строку с существительными мужского рода:

Источник

Тест по теме Имя существительное, имя прилагательное, глагол 3 класс
тест по русскому языку (3 класс) на тему

Тест по теме Имя существительное, имя прилагательное, глагол 3 класс

Скачать:

Вложение Размер
test_po_teme_imya_sushchestvitelnoe_imya_prilagatelnoe_glagol_3_klass.docx 19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Имя существительное, имя прилагательное, глагол».

  1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
  • что делать? что сделать?
  • кто? что?
  • какой? какая? какое? какие?
  1. Прочитай стихи. Укажи, в каком из них правильно подчеркнуты имена существительные.
  • Часовщик , прищурив глаз ,

Чинит часики для нас.

  • Вот соль тебе, вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину картошка .

  • В лесу над росистой поляной

Кукушка встречает рассвет.

  1. Укажите строчку, в которой имена существительные стоят в единственном числе.
  • солнце, ребята, новости.
  • поездка, солнце, лыжи.
  • работа, рассвет, победа.
  1. Укажите, к какому имени существительному подходят признаки свежий, вкусный, черствый.
  • воздух
  • хлеб
  • апельсин
  1. Что обозначает глагол?
  • предмет
  • действие предмета
  • признак предмета
  1. Укажи строчку, в которой все глаголы отвечают на вопрос что сделает ?
  • выпустит, защищает, говорит
  • купит, прочитает, откроет
  • закроет, вынесет, радуется
  1. Прочитайте предложения. Укажите то, в котором глагол подчеркнут неправильно.
  • Бегущие облака напоминали животных.
  • Ласковое солнце согревало землю.
  • Бабушка связала внуку свитер.
  1. Прочитай и отгадай загадку. Сколько в ней глаголов?

Хвост тащу, сама иду,

Петли рядышком кладу.

Прошагала раз полста –

Оглянулась – нет хвоста.

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  • предмет
  • признак предмета
  • действие предмета
  1. Прочитайте пословицы. Укажите, в какой пословице подчеркнуты противоположные по смыслу имена прилагательные.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Заходящее солнце косо смотрит на восходящую луну.
  • Декабрь год кончает , зиму начинает .
  1. Укажите имя прилагательное, которое отвечает на вопрос какая?
  • приветливый
  • ласковая
  • доброе
  1. Укажите по какому признаку описывают предмет: круглый, квадратный, прямоугольный.
  • по размеру
  • по цвету
  • по форме
  1. Укажите строчку, в которой все имена прилагательные отвечают на вопрос какие?
  • холодные, летняя, металлический
  • спелые, синие, известные
  • морские, ненастная, лесные
  1. Прочитай и отгадай загадку. Сколько в ней имён прилагательных?

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

  • 4 имени прилагательных
  • 2 имени прилагательных
  • 3 имени прилагательных

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на темы «Предложения по цели высказывания и интонации», «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол».

Данный тест составлен по теме » Имя существительное и имя прилагательное» по программе » Школа России» и предназначен для учащихся 4 класса. Учитель может использовать его на уроках повтор.

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС.

Тест №1 предназначен для проверки усвоения знаний, умений и навыков в правописании орфограмм в именах существительных у учащихся 4 классов. Тест может быть использован в качестве как текущей, та.

В презентации дидактический материал для уроков русского языка (2 класс) по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное» для организации коллективной работы с классом.

2 класс. Русский язык. Урок-закрепление. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Источник

Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс

Класс: 2

1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

1. Организационный момент:

— приветствие;
— запись числа в тетради.

2. Минутка чистописания.

— В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

м…ч
р…д
в…з
д…д…
н…н…
м…мл…

— Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

— Определите закономерность данного ряда:

Яяб Яящ Яяв …

— Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:

ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА,

— Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

— Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

3. Словарная работа.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:

1) первая буква — это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
2) вторая буква — это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
3) третья буква — это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
4) четвертая буква — это первый звук в слове «МАЛИНА»
5) пятая буква — с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
6) шестая буква — это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
7) седьмая буква — это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»

— Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

— Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС МАШИНА АВТОМОБИЛЬ

— Чтение слов разными способами.

— Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).

ТРАНСПОРТ

— Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

— Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

прил. Сущ. гл. где? или как?

-Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

4. Обобщение по частям речи.

— Какие части речи вы знаете?

— Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

4.1. Повторение имени существительного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.

б) коллективная работа по рисунку 5.

— Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

Пример: Что? — Мебель: шкаф, кровать.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

собака-шерсть
щука — ?
щука оса девочка
р н ?
вечер — д лошадь- ?
кефир — ?
шиповник, смородина -?
клён, тополь — ? ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

4.2. Повторение имени прилагательного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

б) Коллективная работа по схеме.

— Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

— Опишите предметы по вкусу:

По вкусу селёдка
Мёд
лимон
клюква

— Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

Пример: Солёная селёдка.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

Стул – деревянный
Игла — ?
… руки
… осень
Сулит … горы
Холодный – горячий
Бедный — ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

4.3. Повторение глагола.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

— Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)

— Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

— Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

— Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

Пример: Ветер надувает паруса.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

-У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

— Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

— С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

д) творческое задание в работе с глаголом.

-Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

вороны (что делают?) …

свиньи (что делают?) …

лягушки (что делают?) …

коровы (что делают?) …

е) логическое задание в работе с глаголом.

-Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

уносить ноги — ?

чесать языки — ?

-С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

ж) инсценировка стихотворения.

-Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» — кричу,
«Вертеть» — верчу,
«Двигать» — двигаю,
«Прыгать» — прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю наш сосед…
(Он живёт над нами.)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

-О какой части речи говорилось в стихотворении?

5. Закрепление по изученным частям речи.

-С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

Существительное + прилагательное Существительное + глагол
Словосочетание предложение

— Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

Имя существительное

Имя прилагательное

Деепричастие

Вблизи, вдоль, внутри, мимо, напротив, впереди, около, позади

В течение, путем, наподобие, в виде, вроде, вследствие, в продолжение, в силу, посредством, по отношению к, в области

Касательно, согласно, независимо от, подобно, относительно, соответственно, соразмерно

Благодаря, включая, исключая, спустя, несмотря на, не считая, невзирая на

белить — г

— Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

— Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

— Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

— сказ — — сад —

-Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

Грамматика, грамматика, —
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным — весёлый
Новый школьный день пришёл.

— На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

Источник

задания глагол существительное прилагательное местоимение



Тест по русскому языку для 3 класса по теме «Части речи»

Документы

Блюда и напитки

Абстрактные понятия

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)

3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие.)

4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;

могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;

сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;

могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;

какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной. Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных. В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:

5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.)
– Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.)
– Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.)
– Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.

Переход других частей речи в местоимения и местоимений в другие части речи

Учитель. По вопросу о переходе в местоимения других частей речи ведутся дискуссии. Многие лингвисты отмечают, что такие существительные, как человек, люди, мужчина, женщина, дело, штука, вопрос, явление, вещь, при ослаблении номинативной семантики становятся местоимениями: Дело (= это) было вечером, делать было нечего (С.Михалков). Петя, тебя человек (= кто-то) зовет. Здоровье – вещь (= нечто) серьезная. Способны становиться местоимениями следующие прилагательные и причастия: последний, отдельный, известный, подобный, данный, соответствующий, настоящий, целый и др. Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.

Вот некоторые примеры.

Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную). – В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой). Накопился целый (прил.) ворох неизученных документов (значительный, большой). – Он отсутствовал в школе целую (мест.) неделю (всю). В данном (прич.) на доске примере допущена неточность. (?) – В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот). Это мое последнее (прил.) слово (окончательное, бесповоротное). – В гостях были Марина, Вера, Тоня, но последняя (мест.) пришла не вовремя (эта).

Учитель. Подумайте, изменяются ли грамматические свойства прилагательных и причастий при переходе их в местоимения.

Известный (прил.) писатель – при известных (мест.) условиях. Прилагательное известный может иметь степени сравнения (известнее, более известный, известнейший, самый известный), зависимые слова (известный всем факт), способно сочетаться с наречиями степени (очень известный писатель, весьма известный писатель). Обращаю внимание учащихся на то, что эти признаки не обязательно проявляются одновременно. При переходе прилагательного известный в местоимение эти грамматические свойства утрачиваются.

Переход местоимений в другие (самостоятельные) части речи можно рассмотреть на следующих примерах. Учащимся предлагается определить частеречную принадлежность выделенных слов, указать их лексическое значение, подчеркнуть как члены предложения.

1. Игра кончилась ничьей (сущ.).
2. Соперники согласились на ничью (сущ.).
3. Мои (сущ.) сегодня уехали в Сочи.
4. Шахматист он никакой (прил.).
5. Чувствует он себя ничего (нареч.).
6. Он очень даже ничего (прил.).
7. Что ему? Ему ничего (кат. сост.), он всем обеспечен.
8. Сам (сущ.) велел.
9. Что (нареч.) ты задумался?

Лексическое значение выделенных слов

1, 2. Ничья – исход игры, при котором никто не выигрывает; никем не выигранная партия; ничейный результат.
3. Мои – родные, родственники, домочадцы.
4. Никакой – плохой, совершенно незначительный, никуда не годный.
5. Ничего – довольно хорошо, сносно, нормально.
6. Ничего – неплохой.
7. Ничего – неплохо, терпимо.
8. Сам – хозяин, глава.
9. Что – почему.

Как видно из приведенных примеров, местоимения при переходе в другие самостоятельные части речи приобретают определенное номинативное значение. Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Чтобы убедиться в этом, проведите сравнительный анализ предложений: Что (мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло. Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в палисаднике!

Переход причастий в прилагательные и существительные

– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина).

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик.

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный.
Любящий (прил.) взгляд – добрый.
Открытый (прил.) характер – искренний, прямой.
Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист.

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые.
Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые.
Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное.
Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.

Заполните таблицу конкретными примерами.

Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща.
Блестящий ответ – самый блестящий ответ.
Угрожающее положение – опасное положение.
Любимые цветы – самые любимые цветы.
Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные

Разряды причастий

Страдательные

Прошедшее

Шипящие согласные, пишущая машинка, выдающиеся способности

Угасший взор, опустившийся человек

Зависимое государство, терпимое отношение, любимый друг

Приподнятое настроение, изысканные манеры, утонченный вкус, организованная группа (т.е. дисциплинированная)

Тест по русскому языку для 3 класса по теме « Части речи».

Цель: проверить знания обучающихся по теме «Части речи».

Фамилия_____________________ Имя ____________

В русском языке есть такие части речи: глагол, имя прилагательное, сказуемое, предлог, имя существительное, местоимение, омонимы.

2.Соедини часть речи и её вопрос:

Имя прилагательное Кто? Что?

Имя существительное Что делать? Что сделать?

Глагол Какой? Какая? Какие?

3. Укажите имя существительное.

1) веселье 2) веселить 3) весёлый 4) веселиться

4. Укажите имя прилагательное.

1) снег 2) снежный 3) снежок 4) снеговик

5. Укажите глагол.

1) дружный 2) друг 3) дружить 4) дружба

6. В какой строчке записаны только собственные имена существительные?

Москва, машина, лес .

Корова, коньки, мальчик.

Москва, Россия, Красная площадь.

7. Какими частями речи являются данные слова? Заполни таблицу. В каждый столбик допишите своё слово.

Книга, возле, жёлтый, пишет, крик , листья, белое, к, льёт, четыре, высокий, рисовать, за, и, восемь, а.

8. Сколько в данном тексте имён прилагательных?

Воздух чистый и свежий. Весело щебечут маленькие птицы. Над полем в небесной лазури жаворонки поют весёлые песни. Утро обещает ясный и тёплый день.

А) 7 Б) 5 В) 4 Г) 6

9. От имён прилагательных образуй однокоренные имена существительные.

Вкусный_____________________ радостный _____________________

10. Подчеркни в словосочетаниях глаголы

Бежит быстро , написала книгу, поливает грядку

Фамилия_____________________ Имя ____________

В русском языке есть такие части речи: числительное, имя прилагательное, подлежащее, союз, имя существительное, синоним, предлог.

2.Соедини часть речи и её вопрос:

Имя числительное Что делать? Что сделать?

Глагол Какой? Какая? Какое?

Имя прилагательное Сколько? Который?

3. Укажите имя существительное.

1) бежать 2) бег 3) беговая 4) пробежаться

4. Укажите имя прилагательное.

1) дом 2) домашняя 3) домик 4) домовничать

5. Укажите имя числительное.

1) мы 2) второй 3) лесной 4) двоится

6. В какой строчке записаны только нарицательные имена существительные?

Красная площадь, пальто , снег .

Жираф, мел , девочка.

Самара, Россия, «Дюймовочка».

7. Какими частями речи являются данные слова? Заполни таблицу. В каждый столбик допишите своё слово.

Источник

Тест по теме Имя существительное, имя прилагательное, глагол 3 класс
тест по русскому языку (3 класс) на тему

Тест по теме Имя существительное, имя прилагательное, глагол 3 класс

Скачать:

Вложение Размер
test_po_teme_imya_sushchestvitelnoe_imya_prilagatelnoe_glagol_3_klass.docx 19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Имя существительное, имя прилагательное, глагол».

  1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
  • что делать? что сделать?
  • кто? что?
  • какой? какая? какое? какие?
  1. Прочитай стихи. Укажи, в каком из них правильно подчеркнуты имена существительные.
  • Часовщик , прищурив глаз ,

Чинит часики для нас.

  • Вот соль тебе, вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину картошка .

  • В лесу над росистой поляной

Кукушка встречает рассвет.

  1. Укажите строчку, в которой имена существительные стоят в единственном числе.
  • солнце, ребята, новости.
  • поездка, солнце, лыжи.
  • работа, рассвет, победа.
  1. Укажите, к какому имени существительному подходят признаки свежий, вкусный, черствый.
  • воздух
  • хлеб
  • апельсин
  1. Что обозначает глагол?
  • предмет
  • действие предмета
  • признак предмета
  1. Укажи строчку, в которой все глаголы отвечают на вопрос что сделает ?
  • выпустит, защищает, говорит
  • купит, прочитает, откроет
  • закроет, вынесет, радуется
  1. Прочитайте предложения. Укажите то, в котором глагол подчеркнут неправильно.
  • Бегущие облака напоминали животных.
  • Ласковое солнце согревало землю.
  • Бабушка связала внуку свитер.
  1. Прочитай и отгадай загадку. Сколько в ней глаголов?

Хвост тащу, сама иду,

Петли рядышком кладу.

Прошагала раз полста –

Оглянулась – нет хвоста.

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  • предмет
  • признак предмета
  • действие предмета
  1. Прочитайте пословицы. Укажите, в какой пословице подчеркнуты противоположные по смыслу имена прилагательные.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Заходящее солнце косо смотрит на восходящую луну.
  • Декабрь год кончает , зиму начинает .
  1. Укажите имя прилагательное, которое отвечает на вопрос какая?
  • приветливый
  • ласковая
  • доброе
  1. Укажите по какому признаку описывают предмет: круглый, квадратный, прямоугольный.
  • по размеру
  • по цвету
  • по форме
  1. Укажите строчку, в которой все имена прилагательные отвечают на вопрос какие?
  • холодные, летняя, металлический
  • спелые, синие, известные
  • морские, ненастная, лесные
  1. Прочитай и отгадай загадку. Сколько в ней имён прилагательных?

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

  • 4 имени прилагательных
  • 2 имени прилагательных
  • 3 имени прилагательных

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на темы «Предложения по цели высказывания и интонации», «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол».

Данный тест составлен по теме » Имя существительное и имя прилагательное» по программе » Школа России» и предназначен для учащихся 4 класса. Учитель может использовать его на уроках повтор.

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС.

Тест №1 предназначен для проверки усвоения знаний, умений и навыков в правописании орфограмм в именах существительных у учащихся 4 классов. Тест может быть использован в качестве как текущей, та.

В презентации дидактический материал для уроков русского языка (2 класс) по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное» для организации коллективной работы с классом.

2 класс. Русский язык. Урок-закрепление. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Источник

Материалы к уроку русского языка по теме «Морфологический разбор существительного, прилагательного, числительного, местоимения и глагола».

Содержимое публикации

11. Морфологический разбор существительного, прилага­тельного, числительного, местоимения и глагола.

научиться выполнять морфологический разбор конкретной части речи, можно быстрее выучить все её грамматические категории, легко отличать её на практике.

морфологический разбор — это характеристика слова как части речи с учётом особенностей его использования, то он выступает в качестве закрепляющего и контролирующего метода.

Пятую ночь провожу я у костра с этим мудрым старцем 3 . Старцем – существительное. I.Провожу (с кем?) со старцем. Н.ф. старец. II. Пост. – нариц.,одуш., м. р., 2 скл.; непост. – в ед. числе, Т.П. III. Провожу (с кем?) со старцем.

Разбор существительного. I.Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1.Начальная форма (И.п., ед. числа). 2. Постоянные признаки: а) одушевлённое или неодушевлённое; б) собственное или нарицательное; в) род; г) склонение. 3.Непостоянные признаки: а) число; б) падеж. III Синтаксическая роль.

Пятую ночь провожу я у костра с этим мудрым 3 старцем. Мудрым (старцем) – прилагательное. I. Старцем (каким?) мудрым. Н.ф. – мудрый. II. Пост. – качеств.; непост. – в полн. форме, ед. ч., м.р., Т.п. III. Старцем (каким?) мудрым.

Разбор прилагательного. I.Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1.Начальная форма (И.п., ед. числа, м.род). 2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. 3.Непостоянные признаки: а) у качественный – степень сравнения, краткая и полная форма; б) у всех — падеж, число, род (если есть). III Синтаксическая роль. .

Пятую 3 ночь провожу я у костра с этим мудрым старцем. Пятую — числительное. I. Ночь (какую?) пятую. Н.ф. – пятый. II. Пост. — прост., порядк., непост. – в ед.ч., ж.р., В.п. III. Ночь (какую?) пятую. .

Разбор числительного. I.Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1.Начальная форма (И.п.). 2. Постоянные признаки: а) простое, сложное или составное; б) количественное (разряд) или порядковое. 3.Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть). III Синтаксическая роль.

Пятую ночь провожу я 3 у костра с этим мудрым старцем. Я – местоимение. I. (Кто?) я. Н.ф. я. II. Пост. – личное, 1 лицо; непост. – в ед. ч., И.п. III. (Кто?) я.

Разбор местолимения. I.Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1.Начальная форма (И.п. единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) разряд по значению; б) лицо (у личных местоимений). 3.Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть). III Синтаксическая роль.

Пятую ночь провожу 3 я у костра с этим мудрым старцем. Провожу – глагол. I. Я (что делаю?) провожу. Н.ф. проводить. II. Пост. – несов. вид, перех., II спр., невозвр.; непост. – изъявит. накл., наст. время, 1 лицо, ед. число. III. Я (что делаю?) провожу.

Разбор глагола. I.Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1.Неопределённая форма глагола. 2.Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение, возвратность. 3.Непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо (если есть), род (если есть). III Синтаксическая роль.

87.Тренажёр по теме «Особенности упо­требле­ния предложений с прямой и косвенной речью. Синони­мия предложений с прямой и косвенной речью«.

11.Тренажёр по теме «11. Морфологический разбор существительного, прилага­тельного, числительного, местоимения и глагола«.

НПС. Найдите в предложениях существительные и прилагательные, укажите их постоянные признаки.

ППС. Найдите в предложениях числительные и местоимения, укажите их непостоянные признаки, вставьте пропущенные буквы.

ВПС. Составьте с данными глаголами предложения, определив грамматические категории глагола.

1.Вот уж снег последний в поле тает. 2.В вишнёвых рощах тонут хутора. 3.На глади прозрачной царит тишина. 4.Я провожал глазами голубой цветок поздней осени. 5.Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. 6.У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром. 7.Шелестят зелёные серёжки. 8.И горят серебряные росы. 9.Редкие кустики у дороги радостно топорщились зелёной листвой. 10.Ласточки сверкнули белыми грудками и растаяли в мутновато-голубом небе.

1.В 1947 году Москва праз..новала своё 800-летие. 2.На об..их концах крыши высятся телевизио..ые анте..ы. 3.В каждом р..ду ст..яло по шесть кресел. 4.На ст..не образовались два больших мокрых п..тна. 5.В первом з..беге стартовали пятеро маст..ров спорта. 6.Под ним струя св..тлей л..зури. 7.В наших л..сах много всяких д..ревьев. 8.Соседнее место в в..гоне н..кем не было занято. 9.Кое-что у нас ещё не г..тово. 10.Д..пломный проект лучше всех выполнил мой товарищ .. .

1. Лакомиться. 2. Долететь. 3. Косить. 4. Идти. 5. Согнуться. 6. Журчать. 7. Бежать. 8. Выдать. 9. Объяснять. 10. Стоять.

Всё время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звёзды усеивают тёмное небо и блестят чисто и нежно.

Наступает пора листопада, и листья падают 3 дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сухую траву.

Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлётом пернатых в далёкие края. 4 Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.

Чёрными облаками перелетают 3 по полям и лугам стаи скворцов. 4 Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.

«До свидания, осень», — говорим мы и приветствуем приход зимы.

Произвести морфологический разбор указанных слов.

Произвести синтаксический разбор указанного предложения.

Выписать три глагола с безударными гласными в корне.

Источник

Тесты по темам Имя сущ-ое, прилагательное, глагол

Тесты даны для закрепления частей речи: имя сущ-ое, прилагательное, глагол.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по темам Имя сущ-ое, прилагательное, глагол»

а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.

2. Подчеркни глаголы.

Говорят, тишина, снег, падал, день, принес, росла, пела, барабанил, падающий.

3. К данным глаголам поставь вопросы.

спит — _____________________ читают — _____________________

4. На какой вопрос отвечают глаголы?

а) кто?, что?; б) какой?; в) Что делать? что сделать?.

5. Выбери строки, где все глаголы употреблены в форме множественного числа.

А) стирают, уснули, поют

Б) сидят, ходит, переезжают

В) побил, переехал, улетели

6. Выбери строки, где все глаголы употреблены в форме единственного числа:

Б) шьёт, собирает.

В) пишут, поливает.

7.Что обозначает имя прилагательное?

а) признак предмета

в) действие предмета

8.В какой строке записаны только имена прилагательные?

а) снежный, морозный

б) снег, зима, мороз

в) снеговик, зимовать

9. Укажи строку, где все имена прилагательные во множественном числе.

а) холодная, снежный

б) весёлые, пушистые

в) интересное, увлекательный

10.В какой строке записаны только имена прилагательные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?

б) добрая, смелая

в) простой, мокрый

11. Найдите строку с именами прилагательными в среднем роде.

А) красивый, огромный.

Б) пушистое, огромное.

В) умная, маленькая.

12. Найдите строку с именами прилагательными в женском роде.

А) интересная, белая.

В) яркое, светлое.

13. Подчеркни имена существительные

Листья, театр, люблю, вишнёвый, собака, бежала, лень, животное, ветер, красивый.

14.Что обозначают имена существительные?

в) действие предмета

15.Напиши имена существительные во множественном числе

окно ___________ поле _______________

книга __________ мышь _______________

16. Напиши имена существительные в единственном числе

песни _________________ поля _______________

друзья __________________ ножницы ______________

17.Запиши слова в два столбика ( в I – одушевлённые имена существительные, во II – неодушевлённые имена существительные):

Ветер, кит, яма, облако, гусь, солнце, буря, ёжик, лодка, Саша.

18. Выбери строку с существительными мужского рода:

Источник

Читайте также:  Самостоятельная работа глагол и его формы 10 класс

Задания глагол существительное прилагательное местоимение



Тест по русскому языку для 3 класса по теме «Части речи»

Один в поле не воин (пословица). Одно другому не мешает.

У вас семья? – Нет, я один (одинокий). Диалекты слились в один язык (единый, целостный).

В один прекрасный день. Один из присутствующих (какой-то, некий).

Он живет один. Одним нам не справиться (в одиночку, самостоятельно).

В группе одни мальчики. От него одни неприятности (только).

Тест по русскому языку для 3 класса по теме « Части речи».

Цель: проверить знания обучающихся по теме «Части речи».

Фамилия_____________________ Имя ____________

В русском языке есть такие части речи: глагол, имя прилагательное, сказуемое, предлог, имя существительное, местоимение, омонимы.

2.Соедини часть речи и её вопрос:

Имя прилагательное Кто? Что?

Имя существительное Что делать? Что сделать?

Глагол Какой? Какая? Какие?

3. Укажите имя существительное.

1) веселье 2) веселить 3) весёлый 4) веселиться

4. Укажите имя прилагательное.

1) снег 2) снежный 3) снежок 4) снеговик

5. Укажите глагол.

1) дружный 2) друг 3) дружить 4) дружба

6. В какой строчке записаны только собственные имена существительные?

Москва, машина, лес .

Корова, коньки, мальчик.

Москва, Россия, Красная площадь.

7. Какими частями речи являются данные слова? Заполни таблицу. В каждый столбик допишите своё слово.

Книга, возле, жёлтый, пишет, крик , листья, белое, к, льёт, четыре, высокий, рисовать, за, и, восемь, а.

8. Сколько в данном тексте имён прилагательных?

Воздух чистый и свежий. Весело щебечут маленькие птицы. Над полем в небесной лазури жаворонки поют весёлые песни. Утро обещает ясный и тёплый день.

А) 7 Б) 5 В) 4 Г) 6

9. От имён прилагательных образуй однокоренные имена существительные.

Вкусный_____________________ радостный _____________________

10. Подчеркни в словосочетаниях глаголы

Бежит быстро , написала книгу, поливает грядку

Фамилия_____________________ Имя ____________

В русском языке есть такие части речи: числительное, имя прилагательное, подлежащее, союз, имя существительное, синоним, предлог.

2.Соедини часть речи и её вопрос:

Имя числительное Что делать? Что сделать?

Глагол Какой? Какая? Какое?

Имя прилагательное Сколько? Который?

3. Укажите имя существительное.

1) бежать 2) бег 3) беговая 4) пробежаться

4. Укажите имя прилагательное.

1) дом 2) домашняя 3) домик 4) домовничать

5. Укажите имя числительное.

1) мы 2) второй 3) лесной 4) двоится

6. В какой строчке записаны только нарицательные имена существительные?

Красная площадь, пальто , снег .

Жираф, мел , девочка.

Самара, Россия, «Дюймовочка».

7. Какими частями речи являются данные слова? Заполни таблицу. В каждый столбик допишите своё слово.

Источник

Урок русского языка в 10-м классе

(с углубленным изучением предмета)

Переход одних частей речи в другие

Цели урока: показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

Вступительное слово учителя

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

Переход числительного один в другие части речи

Часть речи

Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов-
и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные).

1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Помещения

– Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный.

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

– Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, борющиеся, нуждающиеся, убитый, отстающий, выступающий, идущий, секущая, провожающие, провожаемые, прибывшие, обучающие, обучаемые и т.д.

– Создайте «портрет» этих слов.

– В данных предложениях определите частеречную принадлежность выделенных слов, укажите, каким членом предложения они являются.

Переход деепричастий в наречия

1. Подумайте и скажите, сохранили ли выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными.

а) Поезд шел не останавливаясь.
б) Она говорила об этом улыбаясь.
в) Он говорил запинаясь.
г) Они шли не торопясь.
д) Он вбежал во двор крича.
е) Шли вперед не оглядываясь.

Выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными утратили.

2. Возможна ли замена выделенных слов наречиями или сочетаниями существительного с предлогом, употребленными в обстоятельственном значении?

а) Безостановочно. б) С улыбкой. в) С запинкой. г) Неторопливо. д) С криком. е) Без оглядки.

3. В функции какого члена предложения они выступают?

(В функции обстоятельства образа действия.)

4. Какую позицию по отношению к глаголу-сказуемому занимают указанные слова? (Постпозицию.)

5. Сделайте вывод о частеречной принадлежности выделенных слов. (Это наречия, восходящие к деепричастиям.)

6. Сделайте вывод об условиях, способствующих такому переходу. (Утрата глагольных значений, способности управлять существительными, постпозиция деепричастия.)

7. Сравните попарно приведенные примеры.

Он говорил запинаясь. – Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя.
Они шли не торопясь. – По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды.
Она будила сына улыбаясь. – Улыбаясь, она разбудила сына.

В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия. Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.

8. Деепричастия какого вида, как правило, переходят в наречия: совершенного или несовершенного? Проанализируйте следующие примеры. Расставьте знаки препинания.

Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись он упустит эту последнюю возможность. Обомлев стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись зашел ко мне на дом. Возмутившись он отказался отвечать. Утомившись они делали остановки на пути.

Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись, он упустит эту последнюю возможность. Обомлев, стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись, зашел ко мне на дом. Возмутившись, он отказался отвечать. Утомившись, они делали остановки на пути.

Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.

Переход других частей речи в наречия и наречий в существительные

1. В данных примерах определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Верить в правду – быть вправду счастливым, отдать сапоги в растяжку – говорить врастяжку, по твоему совету – быть по-твоему, консервировать по старому рецепту – консервировать по-старому.

2. Сделайте вывод, какие части речи могут переходить в наречия.

(Имена существительные с предлогами и без предлогов, имена прилагательные, местоимения, деепричастия.)

3. Вправе ли мы говорить, что выделенные слова представляют собой омонимичные формы? Если да, то какими критериями нужно руководствоваться для их разграничения? Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1) При образовании наречий от других частей речи остается ли неизменным значение слова? Какая закономерность при этом прослеживается?

2) Понаблюдайте, не происходят ли фонетические изменения (изменение ударения).

3) Попробуйте между предлогом и именной частью речи вставить прилагательное. Допускают ли такое наречия с приставкой и наречия, в которых предлог не превратился в приставку и пишется раздельно?

4) Произведите замену существительного, прилагательного, местоимения, наречия другой частью речи. Сделайте вывод о том, замена какими частями речи возможна.

5) Проанализируйте синтаксические связи данного слова с другими словами в словосочетании и предложении, поставьте вопросы. Может ли быть при существительном пояснительное слово? А при наречии?

6) В функции какой части речи употреблены выделенные наречия в следующих предложениях? Какими членами предложения они являются?

Валя получила на последнем экзамене «отлично». «Удовлетворительно» стало преобладать у Василия по химии из-за недостаточного прилежания. Подумай о завтра.

1) При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значение становится более обобщенным: брод в реке – перейти вброд, воткнуть в плотную бумагу – подойти вплотную, прикрепить к низу платья – согнуться книзу, по зимнему лесу – одеваться по-зимнему, консервировать по старому рецепту – консервировать по-старому.

2) Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровождаться фонетическими изменениями (изменения ударения): войти в чистую комнату – проиграться вчистую, надеть на голову (и на голову) – разбить наголову, по своему следу – поступить по-своему.

3) Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие, имеющее приставку, этого не допускает. Например: войти в (просторную) чистую комнату – проиграться вчистую, отдать сапоги в (повторную) растяжку – говорить врастяжку.

Невозможно это сделать и с теми наречиями, в которых предлог не превратился в приставку и пишется раздельно. Например: до отвала, до смерти, до упаду, с ходу, без просыпу, в придачу, но: на (полном) скаку.

4) Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить другим словом той же части речи, наречие же – наречием. Например: по своему следу – по этому следу, поступить по-своему – поступить обдуманно.

5) В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существительное с предлогом, связь управление. Прилагательное и местоимение согласуются с существительным. Наречие не имеет при себе согласуемых и управляемых слов и само не согласуется и не управляется.

В темную (какую?) комнату – играть (как?) втемную; жаловаться (на что?) на зло и несправедливость – сделать (зачем?) назло.

При существительном может быть пояснительное слово, при наречии нет: хранить в тайне от сестры – действовать втайне, уходит в глубь леса – погрузиться вглубь.

6) Выделенные наречия употреблены в функции существительных. Слова удовлетворительно, отлично имеют значение оценки. Валя получила на последнем экзамене «отлично». «Удовлетворительно» стало преобладать у Василия по химии из-за недостаточного прилежания. Подумай о завтра.

Переход других частей речи во вводные слова

Найдите вводные слова и определите, какой частью речи они являются.

1) Они ехали по переулкам, и, видимо, дорога была хорошо известна водителю. (Н.Н. Матвеева) 2) Тебе, Евгений, я, разумеется, предоставлю мой кабинет. (И.С. Тургенев) 3) Я не раз с вами спорил об этом, Сергей Васильевич, и, кажется, ни мне вас, ни вам меня не убедить. (В.М. Гаршин) 4) Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит. 5) За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. (А.П. Чехов) 6) Вам до меня, конечно, нет никакого дела. (А.Н. Толстой) 7) Вы, верно, переведены сюда из России. (М.Ю. Лермонтов) 8) Квартира, правда, небольшая, но удобная. 9) Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск. (Л.Н. Толстой) 10. Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери. 11) Дела у него, видно, не ладятся. 12) Это был разговор, бесспорно выходящий за рамки обыкновенной беседы.

1) Краткое причастие. 2) Глагол. 3) Глагол. 4) Наречие. 5) Краткое прилагательное. 6) Наречие. 7) Наречие. 8) Существительное. 9) Краткое прилагательное. 10) Наречие. 11) Краткое прилагательное. 12) Наречие.

Вывод. Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, краткие имена прилагательные, краткие причастия, наречия, глаголы.

В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения: Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я. (А.Т. Твардовский) – Потугин, точно, и любил, и умел говорить. (И.С. Тургенев) Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были вводными, в другом – членами предложения: факт, возможно, действительно, видимо, по-видимому.

Переход других частей речи в предлоги, союзы, частицы

Кто больше? Заполните таблицу «Производные предлоги».

Составьте несколько предложений с производными предлогами.

Из данных примеров выпишите примеры с производными предлогами. Ответ обоснуйте.

Двигаться впереди колонны. Ехать впереди. Находиться внутри троллейбуса. Расположиться внутри. Остановиться вблизи памятника. Находиться вблизи. Иду на встречу с писателем. Спешить навстречу опасности. Разрешается поворот при отсутствии движения навстречу. При обгоне посмотреть вокруг. Обойти вокруг памятника. Накинуть поверх пальто. Брось поверх. Ошибаться вследствие незнания. В следствие по делу включены новые факты. Отвечайте на вопрос, не смотря в учебник. Несмотря на дождь, поход состоится. Благодаря за поддержку. Благодаря инициативе председателя.

Сравните следующие примеры. Что происходит при введении определения?

Находиться на пути к успеху – на верном пути к успеху. (В первом примере на пути предлог, во втором – имя существительное, при введении определения имя существительное восстанавливает все свои предметные свойства.)

Существует прием, помогающий разграничивать самостоятельные части речи и образованные от них предлоги: предлоги заменяются предлогами, союзы – союзами, частицы – частицами, существительное – существительным, прилагательное – прилагательным, деепричастие – деепричастием. Приведите примеры.

Поговорить насчет (предл.) поездки. – Поговорить о (предл.) поездке.
Отвечайте, не смотря (деепр.) в учебник. – Отвечайте, не глядя (деепр.) в учебник.

Составьте три предложения так, чтобы слово относительно в первом было прилагательным, во втором – наречием, в третьем – предлогом. Изменился ли при этом состав слова?

Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других частей речи. При этом самостоятельные части речи утрачивают присущие им признаки и приобретают признаки, характерные для союзов и частиц. Изменяется и синтаксическая функция исходных слов: они перестают быть членами предложения. Вы убедитесь в этом, выполнив следующие задания.

1) Составьте предложения, отражающие стадии процесса переходности слова точно: имя прилагательное —> наречие —> вводное слово —> союз (сравнительный); слова раз: имя существительное —> имя числительное (количественное) —> наречие —> союз (условный).

2) Подумайте, на какой стадии произошли существенные изменения в семантике слова. (На последней. Только в союзе точно появилось сравнительное значение, в союзе раз – условное значение.)

3) Составьте предложения, в которых бы слова правда, благо, лишь, едва выступали в разных частях речи, в том числе и в роли союза. Например: Общее благо (сущ.) – наша цель. Он трудится на благо (предл. = в интересах) окружающих. Гуляет, благо (причинный союз = благодаря тому что) погода хорошая. Бери, благо (условный союз = если, раз) дают.

4) Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения. На примере следующих слов покажите процесс перехода частей речи в частицы: наречия просто, слова состояния ясно, местоимения оно, глагола бывало, вводного слова конечно, союза тоже, предлога вроде. Обратитесь за помощью к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Как изменяется функция предлогов и союзов при переходе в частицы? (Предлоги перестают сочетаться с именами существительными в условиях двусторонних синтаксических связей, союзы – связывать члены предложения и части сложного предложения.)

Производные предлоги

Часть речи, от которой образован производный предлог

Переход других частей речи в междометия

Даны предложения: «Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства!» и Батюшки вошли в храм. В каком из предложений слово батюшки имеет лексическое значение, а в каком потеряло лексическое значение и просто выражает чувства и эмоции? (В первом предложении слово батюшки утратило лексическое значение и служит для выражения чувств и эмоций, следовательно, является междометием. Произошел переход существительного в междометие. Во втором предложении слово батюшки является существительным.)
Вспомните как можно больше имен существительных, которые могут употребляться в функции междометий. Подтвердите примерами. (Беда, матушки, боже, ужас, страсть, господи, черт, караул, марш.)

Выставить караул (сущ.), почетный караул (сущ.) – Хоть караул (межд.) кричи. Помогите, караул (межд.)! (Междометие караул выражает призыв о помощи при опасности.) Марш (сущ.) мира, военный марш (сущ.) – Кругом марш (межд.)! Сейчас же марш (межд.) домой! Гринев, узнав от него об опасности. скомандовал: марш, марш. (А.С. Пушкин) (При помощи междометия марш выражается команда, приказ двигаться, идти.) Театр – его страсть (сущ.). – Дождь льет вторую неделю. Страсть (межд.)! (Междометие страсть выражает страх, ужас.) Боже (сущ.), дай мне силы. – Боже (межд.), как здесь красиво! (Междометие боже выражает восторг.)

Произведите сравнительный анализ следующих примеров и сделайте выводы о частеречной принадлежности выделенных слов.

Горько (сл. сост.) в этом сознаться. Во рту горько (сл. сост.). – «Горько! Горько!» (межд.) – кричали молодым. (Междометие горько – возглас гостей на свадьбе, призывающий молодых поцеловаться.) Дорога идет прямо (нареч.). Попасть прямо (нареч.) в цель. – Он просто герой! – Прямо (межд.)! (Междометие прямо выражает противодействие, возражение.) Извините (глагол) за ошибку. – Гулять под дождем? Нет уж, извините (межд.)! (Междометие извините выражает протест, несогласие.) Подумаешь (глагол) хорошенько, и пример у тебя получится. – Отец рассердится. – Подумаешь (межд.)! (Междометие подумаешь выражает иронию, пренебрежение, насмешку.)

О чем свидетельствуют следующие примеры? Какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова?

Далече грянуло «ура». (А.С. Пушкин) Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое «цыц» повисло в воздухе. (В данных примерах междометия употреблены в роли имени существительного и глагола. Междометия утратили свою семантику, сочетаются с другими словами и выполняют функцию члена предложения. Далече грянуло «ура». (А.С. Пушкин) Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое «цыц» повисло в воздухе.)

Подведение итогов урока.
Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовьте сообщение на тему «Переход одних частей речи в другие», показав при этом переход слов из одной части речи в другую на конкретных примерах.

Источник

Читайте также:  Практические задания по русскому языку не с глаголами