Меню

Задания и вопросы на имя прилагательное



Trostencova.ru

1. Дайте определение имени прилагательного.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Каков? Чей? и обозначает признак предмета.
Прилагательные делятся на три разряда и изменяются по родам, числам и падежам. В предложении прилагательные чаще всего являются определениями или сказуемыми.

2. Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Качественные прилагательные называют признак, который может проявляться в большей или меньшей степени: красивый (более красивый), высокий (более высокий).
Относительные прилагательные называют признак, который характеризует предмет с точки зрения материала, времени, места или назначения: кожаный (материал), утренний (время), городской (место), спортивный (назначение).
Притяжательные прилагательные характеризуют предмет с точки зрения принадлежности: бабушкин (принадлежит бабушке), мышиный (принадлежит мыши).

3. На какие две группы делятся степени сравнения прилагательных? Как образуются степени сравнения?

Качественные прилагательные могут образовывать сравнительную или превосходную степени сравнения; и та, и другая могут быть как простой, так и составной.
Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов -е, -ее, -ше: красивый – красивее:
Составная сравнительная степень образуется с помощью слова более (или менее): более красивый;
Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов –ейш-, -айш-: красивейший;
Составная превосходная степень образуется с помощью слова самый: самый красивый.

4. Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

В кратких причастиях с шипящей на конце Ь не пишется.

5. Когда в суффиксах прилагательных пишутся одна и две буквы Н?

Одна буква н пишется в прилагательных с суффиксами –ин-, -ан- (-ян-): соловьиный, ледяной.
Исключение: оловянный, деревянный, стеклянный.
Две буквы Н пишутся в суффиксах –енн- (-ённ-), -онн- и в тех случаях, если слово образовано с помощью суффикса Н от слова с основой на н: утренний, старинный (старина+н).
Исключение: ветреный.

6. Как различить на письме суффиксы –к- и –ск- прилагательных?

Суффикс –к- пишется в прилагательных, имеющих краткую форму или с основой на к или ч. В остальных случаях пишется –ск-.
Казак – казацкий (основа на к), резкий (резок – кр.форма), январский (не на к,ч).

7. Как определить, когда надо писать о, а когда — е после шипящих в окончаниях и в суффиксах прилагательных?

В окончаниях и суффиксах прилагательных под ударением пишется о, без ударения – е. Это не относится к отглагольным прилагательным, в которых всегда Ё.
КумачОвый, грушевый.

8. Как отличить прилагательные с приставкой не от прилагательных с отрицательной частицей не?

Прилагательные с приставкой не пишутся слитно; к ним можно подобрать синоним без не: невеселый (=грустный).
Прилагательные с частицей не пишутся раздельно. К ним нельзя подобрать синоним без не, при них есть противопоставление с союзом а или слова совсем, вовсе, ничуть, нисколько и т.п.: ничуть не веселый. Не веселый, а грустный. Не деревянный.

9. Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие – через дефис?

Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие оттенки цветов (темно-красный); дефис сохраняется, если прилагательное было образовано от слова, в котором уже есть дефис (юго-запад – юго-западный). Через дефис пишутся прилагательные, образованные от однородных членов 9можно вставить и): рабоче-крестьянский – рабочий и крестьянский.
Слитно пишутся прилагательные, образованные от подчинительного словосочетания (нельзя вставить и): западноевропейский – Западная Европа.

Читайте также:  Подобрать имена прилагательные определения к словам кенгуру

Источник

Контрольные вопросы по теме «Имя прилагательное»

В данной разработке даны вопросы, на которые ребенок должен знать ответы.

Просмотр содержимого документа
«Контрольные вопросы по теме «Имя прилагательное»»

Контрольные вопросы по теме имя прилагательное.

1.Что называется именем прилагательным, и на какие вопросы оно отвечает?

2.Как изменяется имя прилагательное?

3.С какой частью речи оно связано в предложении?

4.Как можно узнать род, число и падеж имени прилагательного?

5.В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?

6.Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

7.Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

8. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

9. Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе?

10.Как можно проверить безударное окончание имени прилагательного?

11.В каких падежах окончания прилагательных проверить нельзя?

12.Какие имена прилагательные называются качественными?

13.Что Вы знаете о степени сравнения качественных имён прилагательных? Расскажите.

14.Что показывает степень сравнения качественных прилагательных?

15.Что вы знаете о краткой форме качественных прилагательных?

16. Какие имена прилагательные называются относительными? Расскажите, что Вы о них знаете.

17. Какие имена прилагательные называются притяжательными? Расскажите, что Вы о них знаете.

18.Что Вы знаете о синтаксической роли имён прилагательных?

Источник

Система упражнений для совершенствования знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, — любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6. Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Читайте также:  Текст у реки с прилагательными с суффиксами н и нн

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (. ) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?

Задание 15. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)

Задание 16. Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото, обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный.

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… — это богатство нашей страны.

Задание 17. Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Читайте также:  Какая бывает беда прилагательное

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за, а в предложном – о, в, на.

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем.

Задание 19. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Задание 20. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25. Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Источник