Меню

Задания на тему краткие прилагательные



Задания на тему краткие прилагательные

Задания по теме «Прилагательные: полные и краткие»

1. Откуда произошли полные и краткие прилагательные? Над этим вопросом сегодня задумались пятиклассница Таня. Прочитайте текст и выделите орфограммы в словах.
Таня сидела за столом с учебником и читала правило о кратких прилагательных, которые ей задали выучить. Вообще-то правило нетрудное, да и упражнений на него она сделала уже немало.
Вдруг Таня задумалась: а почему же некоторые прилагательные имеют и полную, и краткую форму? И как образовались они, эти краткие прилагательные? Только Таня об этом подумала, как вдруг послышался шорох.
— Да, трудный это вопрос, — вздохнула Таня.
-Здравствуй, Таня, — послышался откуда-то голос, и к Тане вышел маленький человечек, похожий на гнома. – Я – Прилагательное «Трудный». Ты ведь звала меня? Хочешь, я отвечу на твой вопрос?
Таня не растерялась и кивнула.
— Опять же, всё дело в окончаниях! – сказало прилагательное Трудный. – Ну такие они неугомонные, весь Русский язык на дыбы хотят поставить. Помнишь, было уже дело, когда в существительных после шипящих –Ом и –Ем всё спорили? С тех пор, кстати, «О» сдружилась с ударением, а «Е» — только в безударной позиции.
— А причём здесь прилагательные? – не поняла Таня.
-А притом, что после этого все остальные окончания стали брать пример с –Ом и –Ем и тоже стали капризничать и время от времени убегать от своих хозяев-прилагательных.
Так прилагательное «высокий» превратилось в «высок», «жестокий» в «жесток», «красивый» в «красив». Поняла, Таня, как получились краткие прилагательные? А ну, давай, потренируемся!
Ребята, потренируемся превращать полные прилагательные в краткие! Выделите окончания.
Низкий — _______________________;
Глубокий — ______________________;
Умный — ________________________;
Добрый — ________________________;
Весёлый — _______________________;
Ясный — _________________________;

2. -Ты, Таня, наверно, заметила, что у некоторых прилагательных в краткой форме появился беглый гласный «о» или «е». Да, эти беглые гласные пришли на помощь прилагательным, узнав о том, что их предали окончания. Смотри: — Низкий – низок, умный – умён. С этими беглыми гласными кратким прилагательным стало не так скучно!
-А что же никто в Королевстве Русского Языка не заступится за прилагательные, от которых просто удрали окончания?- поинтересовалась Таня с участием.
-А потому что все вдруг поняли, что краткие прилагательные тоже нужны, так как некоторые из них привносят в слово новый смысловой оттенок – краткие прилагательные обозначают какой-то временной признак, а полные – постоянный.
Например, прилагательные «бледен» и «бледный»: у него бледные руки – значит, они бледные всегда, а вот пример «он был бледен» — говорится о том, что кто-то был бледен только в какой-то конкретный промежуток времени. А ещё краткие прилагательные более категоричны, а полные – более смягчённые: Мальчик был смел – мальчик смелый. Кроме того, краткие прилагательные характерны для книжных стилей речи, а полные – в нейтральной и разговорной речи: «Кто же виноват?» — «Говори, кто виноватый».

Ответьте на вопрос, чем отличаются полные и краткие прилагательные. Поможет вам в этом наша рубрика «Это интересно».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также:  Грамматические признаки прилагательных определяют по форме

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Он больной… Конструкции с полной и краткой формой прилагательного могут различаться по смыслу. Характерный пример – предложения Он болен и Он больной. В первом случае речь идёт скорее всего о временном болезненном состоянии, во втором – о плохом здоровье, т.е. о признаке постоянном. Но дело здесь не в различном
значении полных и кратких прилагательных, а в разном синтаксическом поведении прилагательного больной в разных значениях.
В одном значении полные формы прилагательного больной употребляются только с зависимыми словами (больной гриппом, больной корью) и т. д.), обозначая временное состояние. В этом значении в сказуемом должна быть непременно употреблена краткая форма (нельзя сказать: Он больной гриппом, надо Он болен гриппом.) Это значение не допускает образования степеней сравнения.
В значении «поражённый недугом, отличающийся слабым здоровьем» прилагательное больной употребляется без зависимых слов. Краткие формы и сравнительная степень в этом значении почти не употребляются. Всё же изредка они встречаются в художественной литературе: «На улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома…» (Ф.М. Достоевский).
(Энциклопедия «Русский язык», Аванта+, с. 179)
Вот такая вот интересная картинка прилагается к этот статье в энциклопедии Аванта Русский язык.

Выполните одно из заданий 3-8 на ваш выбор

3. Вы знаете, что краткие имена прилагательные не изменяются по падежам, а изменяются по числам, в единственном числе – по родам. Сочините лингвистический рассказ, дающий ответ на этот вопрос.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сочините лингвистическую сказку «Как краткое прилагательное устроилось работать Сказуемым». (Пусть это краткое прилагательное захочет поработать в роли других членов предложения. Что у них из этого получится – ваша фантазия! А как дальше сложатся взаимоотношения между краткими и полными прилагательными, когда полные узнают о работе кратких в роли сказуемых?)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В тот же вечер, после встречи прилагательного «Трудный» с Таней, девочка, сделав уроки, пошла гулять. Были тёплые апрельские сумерки, ей вечер так понравился, что, придя домой, она решила написать о нём рассказ с… использованием кратких прилагательных. Вот как он начинался:
Вечер был тих и свеж. Я вышла на улицу, которая была пустынна. Небо было бездонно, на нём сияли звёзды, которые были ярки. Одна только какая-то казалась бледна и загадочно мерцала.
Найдите в отрывке краткие прилагательные, подчеркните их как члены предложения, определите у них род (если это возможно) и число.

Продолжите рассказ Тани, поставив полные прилагательные в краткую форму:
Дорога спускалась к реке, которая тоже становилась (тёмный). Лес за рекой был (глухой) и (мрачный). К реке спускались кусты ивняка. Они были (похожий) на медведя, который, казалось, был (огромный) и (страшный).
Долго я бродила по окрестностям, потом пришла к своему огороду, который был мне (знакомый).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также:  Определите в словосочетании из липовой коры разряд прилагательного

В выделенных словах устно объясните орфограмму.

6. Сочините самостоятельно рассказ с использованием как полных, так и кратких прилагательных. Выберите тему из предложенных или придумайте свою. Подчеркните прилагательные как члены предложения.
-Прогулка в зоопарк;
-Деревья в лесу;
-Комната бабушки.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Опираясь на правило, сочините лингвистическую сказку «Как краткие прилагательные, которые оканчиваются на шипящий, поссорились с мягким знаком». Как звучит правило, которое должно лечь в основу этой миниатюры?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Нарисуйте и подпишите грамоту «За что мы скажем «спасибо» кратким прилагательным»

Источник

Тема урока «Краткие прилагательные». 5-й класс

Класс: 5

Цели.

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с краткими прилагательными;
    • научить употреблять краткие прилагательные в речи;
    • систематизировать знания о правописании Ь после шипящих в словах разных частей речи.
    • Развивающие:
    • развивать умение делать выводы из наблюдений;
    • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности.
    • Воспитательные:
    • прививать интерес и любовь к родному языку;
    • воспитывать культуру учебного труда.

    Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1), лист с заданиями по теме урока (Приложение 2).

    1. Организационный момент.

    2. Повторение изученного.

    Работа с текстом на листах с заданиями (текст проецируется на доску).

    Ветер, ветер! Ты могуч,

    Ты гоняеш(?) стаи туч(?).

    Ты волнуеш(?) сине море,

    Всюду вееш(?) на просторе,

    (Не) боиш(?)ся никого,

    Кроме Бога одного…

      Выразительное чтение. Кто автор этих строк? Из какого они произведения?
    1. Какие средства выразительности использует автор? (Олицетворения, метафора)
    2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
    3. Объясните постановку знаков препинания (обращение, сложное предложение, однородные сказуемые).

    3. Формулирование темы урока.

    Какую часть речи мы сейчас изучаем? Дайте определение. Есть ли в этом тексте прилагательные? Давайте рассмотрим прилагательное МОГУЧ. В чем его особенность, какое оно? Сформулируйте и запишите на своем листе тему урока, с какими прилагательными мы сегодня будем работать.

    4. Усвоение новых знаний.

    Разберите слово МОГУЧ по составу. Образуйте полную форму. Как вы думаете, что было первоначально: полная форма или краткая?

    Некоторые прилагательные имеют полную и краткую форму. А как вы думаете, краткие прилагательные изменяются? (Я МОГУЧ – МЫ МОГУЧИ – по числам; ОН МОГУЧ, ОНИ МОГУЧИ – по родам только в единственном числе).

    А просклонять (изменить по падежам) можем?

    Вывод. Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму. Краткие прилагательные не склоняются, т.е. не изменяются по падежам, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

    5. Первичное закрепление.

    1) От данных прилагательных образуйте краткую форму, согласуйте их с существительными. Проследите за ударениями.

    ЯС(?)НЫЙ (вопрос, задача, небо)

    ГРУС(?)НЫЙ (рассказ, песня, лицо)

    ПРЕКРАС(?)НЫЙ (друг, подруга, друзья)

    ОПАС(?)НЫЙ (поворот, дорога, приключение)

    Обратите внимание, в кратких прилагательных женского рода ударение падает на окончание.

    Для какой орфограммы краткая форма может служить проверочным словом? Вставьте пропущенные буквы.

    2) Во время чтения текста “Лягушка-невеста” посчитайте, сколько в нем кратких прилагательных. Назовите только цифру. (Татьяна Рик “Доброе утро, имя прилагательное!”)

    Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: “Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный УЖ приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!”

    6. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

    Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Смысл слов утрачен, но грамматика такая же, как у нас. Поставьте в незнакомые слова, где нужно, мягкий знак и объясните, почему вы это сделали.

    Молукостная девеж.. притясла комейный боромож.. .

    Галюйный пиращ.. лигож.. .

    А как напишем краткое прилагательное с основой на шипящий? С Ь или без? Сформулируйте правило.

    7. Закрепление темы.

    1) От полных прилагательных образуйте краткие с основой на шипящий. Сначала устно, а потом запишите (проверка в парах).

    2) В каких еще частях речи есть орфограмма “Ь после шипящих”? Соедини Ь линией с теми формами, в которых он пишется.

    СУЩ. Ж.Р., 3 СКЛ. КРАТК. ПРИЛАГ.
    СУЩ. М.Р., 2 СКЛ. Ь ГЛАГ. НЕОПРЕД. ФОРМЫ
    ГЛАГ. 2 ЛИЦА, ЕД. Ч. СУЩ. РОДИТ.П., МН. Ч.

    А теперь немного разомнемся. Я буду называть слова. Если в слове надо писать Ь, вы делаете один хлопок над головой, если Ь писать не нужно, то приседаете.

    Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь, горяч, беречь, кирпич, пригож, улыбаешься, могуч, борщ, желаю удач, трескуч, плащ, решение задач, карандаш, овощ, свеж, молодежь.

    3) Вставь, где необходимо, Ь и отметь строчку(и), в которой(ых) ни в одно слово ты не впишешь Ь.

      Мелоч. обруч. хорош. несколько клавиш. вещ..
    1. Пригож. борщ. из-за туч. плащ. циркач..
    2. Список училищ. ёж. колюч. обруч. могуч..
    3. Блестящ. среди круч. роскош. удивляеш..ся

    8. Тест (выполняется на листе с заданиями)

    Тест проверяется по слайду на презентации, затем самостоятельно оценивается:

    10 заданий “5”
    8-9 заданий “4”
    6-7 заданий “3”

    9. Итог. Рефлексия.

    Ребята, вы сегодня отлично потрудились. Сегодня вы были красивы, хороши, умны, активны. Оцените свою работу на уроке смайликом. Если вы хорошо потрудились, пусть он у вас улыбается. Если что-то не получилось, тему не поняли – грустит

    Источник