Задания по теме морфологические признаки прилагательного
3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных
План разбора имени прилагательного
I
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
A
Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Б
Непостоянные морфологические признаки:
1
только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная); б) полная или краткая форма;
2
число, род (в единственном числе), падеж.
III
Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).
Образцы разбора имён прилагательных
После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).
Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
Н. ф. – горячий. А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (горячее) и краткая форма (горяч); Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.
В предложении выполняет роль определения.
Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
Н. ф. – южный. А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное; Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.
В предложении выполняет роль определения.
Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).
Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
Н. ф. – хороший. А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше) и краткая форма (хорош); Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.
В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
Н. ф. – хороший. А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше), краткая форма (хорош); Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма).
В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).
Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
Н. ф. – сестрин. А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное; Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
В предложении выполняет роль определения.
Источник
Урок русского языка в 6-м классе «Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки»
Цели:
повторить известное об имени прилагательном; определять морфологические признаки, показать роль имён прилагательных в предложениях;
развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;
воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.
Оборудование.
Произведения художественной литературы (отрывки);
Картины о лесе в разное время года.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (упр. 294).
С какими сложностями вы встретились при выполнении д/з?
Над какими орфограммами вы работали, выполняя это упражнение?
Желтенькие, шорты — буквы о-е в корне слова
Мальчонка, ситцевая, рубашонка, холщовые – буквы о-е в суффиксах существительных и прилагательных.
С товарищем, уроженцем, большого – буквы о-е в окончаниях существительных и прилагательных.
Записать предложение, назвать грамматическую основу, графически обосновать постановку знаков препинания, начертить схему предложения, объяснить правописание н и нн в именах прилагательных, другие изученные орфограммы.
Осенней, летней, зимней, весенней порой мы по воскресеньям пробираемся в глубину чащи и подходим к небольшой поляне.
Определите лексическое значение слова “чаща”
Как вы думаете, зачем мы пробираемся в глубину леса? (полюбоваться, понаблюдать)
А каким бывает лес осенний, летний, зимний, весенний? (Вывешиваются картинки.1, 2, 3, 4)
— Найдите слова, которые помогают представить лес как живое существо: (задумчивый, немой, молчаливый, сонный). Как называется такое выразительное средство языка? (Олицетворение)
— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко, красочно и выразительно описывать предмет. (лес)
Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.
Вывод. Прилагательные, и обычные, и эпитеты украшают нашу речь, конкретизируют ее, делают богатой, насыщенной, яркой, образной, художественно выразительной
IV. Формулирование темы урока.
Что вы можете сказать о словах, содержащих данные морфемы? Какими частями речи они могут быть?
Какими морфологическими признаками обладают?
Какая морфема, по-вашему, является носителем грамматического значения?
Отметьте окончания прилагательных в записанном в тетради предложении. Укажите грамматическое значение этих прилагательных
— Как вы считаете, род, число и падеж — это постоянные признаки прилагательного или непостоянные? Докажите. Сформулируйте и запишите тему урока.
V. Развитие учебно-языковых умений.
1. Читаем теоретический материал на с. 132, повторяем морфологические признаки имени прилагательного.
Имя прилагательное обладает морфологическими признаками, отличающими его от других частей речи. Окончания и суффиксы являются показателями этих морфологических признаков.
Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.
К постоянным относятся те признаки, которые есть у всех форм данного слова. С постоянными признаками имени прилагательного мы ещё не знакомы.
К непостоянным морфологическим признакам относятся род, число и падеж.
2 .Закрепление знаний, развитие умения находить в тексте имена прилагательные.
Обратимся к слову “прилагательное”. Назовите и объясните орфограммы в термине “прилагательное”.
Приставка при-, т.к. значение присоединения.
Корень –лаг- , т.к. есть суффикс -а-
— Как мы можем определить морфологические признаки имени прилагательного? К какой части речи “прилагаются” имена прилагательные? (к имени существительному).
— Правильно. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга –Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймет его душу? Кому понадобятся его признаки, его б огатство?
— Значит, определить морфологические признаки прилагательного можно по имени существительному.
Упражнение 296 (стр.131). Прочитайте текст. По ходу чтения подчеркивай имена прилагательные. Как ты думаешь, какую роль в тексте играют слова этой части речи?
— Выпишем из текста словосочетания прилагательное + существительное.
— Какое слово в них является главным? (имя существительное)
Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т.д.
Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: “Какова трава? Снег? Ночь?” — и он ответит: “Трава зеленая. Снег белый. Ночь темная”. А всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает темно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме — пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать — он холодный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону. По частоте употребления прилагательное занимает третье место после имени существительного и глагола
Работа по развитию речи учащихся.
Упр. 298 (выполняется письменно, самостоятельно, с последующей проверкой. Особое внимание обращается на выразительность и разнообразие использованных учащимися прилагательных).
Прочитаем текст. Нравится ли вам текст? Почему? Чего-то в нем не хватает? Как вы думаете, чего? (прилагательных).
То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.
— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.
Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И. Чайковский. Цикл “Времена года”).
В . парке были . пруды, через которые переброшены . мостики, были . рощицы и . лужайки. За . парком начинался . сад. Между парком и садом, за рядом . лип и . площадкой, стоял . дом с . террасою в сад. Высокий забор охватывал . двор и . сад, так что с . дороги виден был только фасад . дома с двумя балконами на концах второго этажа и с подъездом посередине.
Определи, какой это тип текста.
Продолжи текст двумя — тремя предложениям. Выдели окончания прилагательных, определи их род, число, падеж.
Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам! Почему?(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)
Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных? (Описать парк, сад, дом показать его красоту, сказочность ).
В каких ситуациях вам приходилось описывать что-либо или слышать описание от других, читать его? (Когда рассказывали друзья об увиденном; читали в объявлениях о пропаже или продаже чего-то, кого-то; встречали в текстах художественных произведений, в энциклопедиях и др.)
Что может быть объектом нашего описания? (Предметы, животные, человек, природа, помещение, архитектурные сооружения, памятники и др.)
А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.
— Иногда в тексте описанный предмет может быть не назван, но мы, как на фотографии, сделанной искусным мастером, увидим его и сможем точно узнать. Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.
Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти — весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.
Иллюстрация готова. Открываем глаза.
— Кого вы изобразили? (лося)
Какова структура описания? (Проследите на тексте).
Какого стиля речи описание перед нами?
Какие изобразительно-выразительные средства художественного стиля помогают нам узнать лося?
Эпитеты: стройные ноги, горбоносая морда.
Метафоры: огромные вывороченные корни-рога.
Сравнения: словно белые туго натянутые чулки; нога, точно у скакового коня).
— Значит, прилагательные не только помогают нам описывать природу, но и предметы с разных сторон. С помощью прилагательных описывается внешность человека, они помогают в описании характера.
На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз, здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.
Сочинение-описание по заданию упр. 299. Работа проверяется учителем в тетрадях. Лучшие описания можно зачитать в классе на следующем уроке.
VII. Подведение итогов урока.
Вывод. Имя прилагательное – очень значимая, полезная, необходимая часть речи.
— Объясните ключевые слова урока (с. 132). Нужно ли дополнить ряд?