Меню

Задания по теме окончание имен прилагательных 3 класс



Карточки по теме «Имя прилагательное»

Индивидуальные карточки по русскому языку тема «имя прилагательное», 3 класс

Образуйте от данных имён существительных имена прилагательные и запишите их. Обозначьте орфограмму в словах.

Счастье, берёза, клён, ненастье, звезда, честь.

Спиши слова, подчеркни имена прилагательные.

Год, нашел, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, сообразительный, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать.

Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.
Голуб… лужа. Поздн… листопад, ленив… течение, вечерн… мгла, детск… театр, ночн… разбойник, хлебн… растение.

Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.

Вставьте пропущенные буквы. Определите число имён прилагательных.
После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки.

Многокрасочна летняя тундра. На талой воде пёстрые птицы. На кочках яркие цветы. Лениво лежат сытые олени. Их ветвистые рога на золотом закате как сказочный костяной лес. И кругом бес­ конечная тишина.

Выпиши словосочетания имён существительных с именами прилага­ тельными. Обозначь число.

Источник

Урок русского языка по теме «Родовые окончания имен прилагательных» (3-й класс)

Класс: 3

  • обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  • формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
  • развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
    связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать внимание и логическое мышление;
  • воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.
  • аудиозапись,
  • магнитофон, DWD,
  • телевизор, картинки-слайды,
  • таблица алгоритма, вопросник,
  • карточки для самостоятельной работы и групповой работы,
  • предметные картинки, листы контроля.

I. Организационный момент.

– Прозвенел для нас звонок, Начинается урок.

Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Я тетрадь сейчас открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Дети выполняют соответствующие действия.)

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по Великой стране Части речи. Мы знаем, что она разделена на отдельные княжества-части, каждое из которых имеет свое название.

– О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……(прилагательным)…

II. Актуализация знаний.

1. Работа в парах.

А что такое имя прилагательное и что вы о нем знаете, вы расскажите друг другу по моей команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на столе. На 1, 2, 3 вопрос отвечают ребята I-го варианта, на 4, 5, 6 ребята II-го варианта.

(У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).

“Что я знаю об имени прилагательном”

  1. Что такое прилагательное?
  2. Что обозначает прилагательное?
  3. На какие вопросы отвечает? Примеры.
  4. С какой частью речи связано?
  5. Что образует с существительным?
  6. Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.
Читайте также:  Действующий это причастие или прилагательное

2. Проверка домашнего задания. (3–4 человека)

Ваше домашнее задание было связано с использованием имен прилагательных в загадках. Кто-то из вас использовал литературные загадки, а кто-то авторские.

– Послушаем, что у них получилось. Прочитайте свои загадки, а ребята попытаются отгадать, о ком или о чем идет речь. (3–4 загадки.)

(Дети показывают отгадки – рисунки.)

Учитель. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

Ученик читает стихотворение:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

III. Минутка чистописания.

АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ

Учитель. Какие соединения мы сегодня повторяем?

Дети. Это окончания имени прилагательного.

Учитель. Сегодня мы узнаем, когда эти окончания употребляются.

IV. Изучение нового.

1. Проблемная ситуация. Работа по группам

Сейчас вы, ребята, будете работать по группам. Определитесь, кто у вас в группе будет спонсор знаний, писарь, хранитель времени.

Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.

– Вставьте окончания —АЯ -ЯЯ -ЫЙ -ИЙ -ОЙ -ОЕ -ЕЕ в следующие словосочетания, укажите род и число имен прилагательных.

Смешн.. котенок
Сильн.. метель
Светл.. пальто
Красив.. цветок
Вечерн.. заря
Син.. небо
Беленьк.. зайчик

Учитель. Какие окончания вы вставили? (При проверке учитель записывает на доске спорные слова.)

После обсуждения разных вариантов окончаний:

– Почему мы услышали разные варианты окончаний у одних и тех же прилагательных? (Окончания безударные.)

Цель нашего урока: научиться писать родовые окончания имен прилагательных.

2. Фронтальная беседа.

– на какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

– какие окончания они имеют?

– на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?

– какие окончания они имеют?

– на какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?

– какие окончания они имеют?

На доске постепенно появляется таблица.

Мужской род
Женский род
Средний род
какой?
какая?
какое?
-ой, -ый, -ий
-ая, -яя
-ое, -ее

– Выделите окончания вопросов и сравните с окончаниями прилагательных.

-Какой вывод можете сделать?

В Ж.р. и Ср.р. окончания совпадают.

– Почему не совпали окончания в М.р.?

3. Работа с учебником.

Проверьте свои выводы с учебником с. 112

А теперь вернемся к словосочетанию Син.. небо

Так какое здесь правильное окончание –ее. Почему?

V. Систематизация и обобщение знаний.

1. Составление алгоритма и работа по нему.

Для того чтобы систематизировать наши знания о родовых окончаниях я предлагаю вам АЛГОРИТМ.

Алгоритм-плакат дети читают.

После прочтения: – все ли понятно?

– используя алгоритм, запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Окончания выделите.

Пожил.. человек, ярк.. солнце, весенн.. песенка.

А сейчас поиграем. Вы под музыку будете передавать мяч. На ком музыка остановится, тот должен будет подобрать к картинке имя прилагательное и назвать окончание.

Звучит песенка “Вместе весело шагать”

3. Упражнения в редактировании словарных слов.

1) Представьте себе, что вы редакторы, и вы отвечаете за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, – найдите их и исправьте, окончания прилагательных выделите, укажите род.

Серая варабей, дижурный учяник, белая малако, висеняя ресунок, позний завтрок, диревенский улеца, русская езык,

Начинаем писать вместе, но так как вы пишите с разной скоростью, я предлагаю вам остановиться и поставить точку по моему сигналу. Завершив свою работу, вы можете перевернуть лист контроля и проверить написание слов. (Лист контроля на партах.)

Серый воробей, дежурный ученик, белое молоко, весенний рисунок, поздний завтрак, деревенская улица, русский язык.

Работа по карточкам

Для ребят, испытывающих трудности:

Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.

Голубой дымок на берегу.

Поле золотое, солнце золотое,

Золотая Родина моя.

Для ребят более одаренных.

Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.

Сегодня (отличн. замечательн. чудесн..) день.

Какое (ясн. голуб. лазурн..) небо!

Впереди виден (густ. таинствен. незнаком..) лес.

В лесу (высок. зелен. могуч..) деревья.

Вдали (старин. камен. таинствен..) крепость.

Мы идем по (узк. широк. лесн..) тропинке к крепости.

Выделите окончания прилагательных.

Учитель. Итак, над какой темой работали на уроке? Какие цели ставили?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного?

Дети. Найти существительное, с которым оно связано.
– Определить род имени существительного.
– Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.

Выберите правильный ответ.

1. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) с глаголом
б) с существительным

4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

а) -ой, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

а) -ой, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -й, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

Дети отвечают на вопросы.

– Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов.

VIII. Рефлексия. Лесенка знаний.

– Оцените свою деятельность на уроке на “лесенке знаний”.

– Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте крестик на нижней ступеньке.

– Если нет вопросов, то посередине.

– А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.

– Кто доволен своей работой?

IX. Домашнее задание.

– Ребята, попробуйте описать вашего четвероного друга, используя имена прилагательные.

Источник

Карточки по русскому языку по теме «Имя прилагательное». 3 класс.
тренажёр по русскому языку (3 класс)

Индивидуальные карточки с грамматическим заданием.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.docx 29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Спиши слова, подчеркни имена прилагательные.

Год, нашел, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, сообразительный, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать.

С одним из прилагательных составь и запиши предложение.

Выпиши имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

Жил на свете очень хороший слоненок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды на улице пошел сильный дождь. «У-у! — сказал мокрый лисенок. — Ушастый какой слоненок! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком». Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.

Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • большой астры
  • глубокая солнце
  • красные река
  • золотое котята
  • глупые крокодил

С одной из пар составь и запиши предложение.

Спиши текст. Подчеркни имена прилагательные и существительные к которым они относятся.

Мохнатые ели стоят по обе стороны дороги. Они закутались в пушистый снег, чтобы не замерзнуть. А на пригорке ель розовая. И еловые шишки тоже розовые. Это их закатное солнце освещает. Зимняя сказка возникает прямо на глазах.

Расположи синонимы по мере увеличения признака и запиши их.

  • Мелкий, маленький, микроскопический.
  • Гигантский, огромный, большой.

Из данных синонимов выбери и вставь в предложения наиболее подходящие. Предложения запиши.

На прогулке ребята увидели . жука. Сереже подарили . конструктор.

Прочитай слова. Выпиши имена прилагательные,

обозначающие названия цветов и их оттенков в следующем порядке:

1) красный, 2) зеленый, 3) фиолетовый.

Сиреневый, алый, багровый, пунцовый, пурпурный, изумрудный, малахитовый, рубиновый, лиловый.

С выделенными прилагательными составь и запиши словосочетания, изменяя, где нужно окончания.

Ясн. утро. Просыпается весенн. лес. Прокуковала несколько раз вд..ли пестр. кукушка. Л..тит за м..дком хл..потливая пчелка. Проворн.. барсук уже б. жит на охоту. Сереньк. мышка тащит зернышко в норку.

Спиши, вставляя пропущенные буквы и окончания прилагательных. Укажи род имен прилагательных, выдели окончания..

Белая равнина, звездное небо, дождливое лето, душистая почка, быстрый олень, главное богатство, зеленое поле, ржаная мука, парное молоко, ранний час, громкий крик, тонкая кисточка.

Укажи род и окончания имен прилагательных.

К данным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.

. парта, . портфель, . небо, . какао, . свеча, . мышь, . луч, . одуванчик, . лицо, . море.

Запиши полученные словосочетания. Укажи род имен прилагательных и выдели окончания.

Составь и запиши словосочетания.

(Душистый) сено, (чудесный) картины, (пушистый) белка, (жирный) пятно, (пожилой) мужчина, (частый) дожди, (жилое) дом.

Выдели окончания прилагательных. Укажи род и число, где возможно, прилагательных.

Запиши словосочетания. Укажи род и число прилагательных.

Теплыми коврами (. . ), тяжелая сумка (. . ), маленькую звездочку (. . ), вкусное мороженое (. . ), веселых игр (. . ), глубокие лужи (. . ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки могут использоваться на уроках по русскому языку и для домашней работы при изучении темы слоги, деление слов на слоги, деление слова для переноса.

Данный дидактический материал рекомендуется использовать на уроках русского языка в 3 классе при изучении темы «Парные согласные в середине и в конце слова», УМК любой.

Данная работа предлагается ученикам на 15 минут в начале урока.

Индивидуальные карточки по русскому языку (пропедевтика орфографических и речевых ошибок в диктантах и творческих работах).

Найти имя прилагательное, определить падеж.

Можно использовать как раздаточный материал для проверки усвоения понятия «корень».

«Имя прилагательное» карточки по русскому языку для учащихся 3 класса.

Источник