Меню

Задания сравнительная степень прилагательных русский



Дидактический материал по теме «Степени сравнения имен прилагательных
методическая разработка по русскому языку на тему

Упражнения по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Лингвистическая миниатюра на данную тему

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskiy_material_po_teme_stepeni_sravneniya_imen_prilagatelnyh.docx 26.19 КБ

Предварительный просмотр:

В аспекте развивающего обучения

Упражнения по теме «Степени сравнения имён прилагательных»

Степени сравнения — грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято две степени сравнения имён прилагательных. Однако учащихся не лишне
ознакомить и с другими утвержде ниями лингвистов. По мнению одних
(А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков), сте пени сравнения прилагательных не яв ляются цельной грамматической катего рией. Сложные формы сравнительной (со словами более и менее) и превосходной степеней (со словами самый, наиболее и наименее) эти учёные выводят на синтаксический уровень, а простую форму превосходной степени (на -ейший, -айший) — на словообразовательный. Таким образом, остаётся только простая форма сравнительной степени, да и ту иногда трактуют как отдельную часть речи (Головенко Е. Н. Синтаксичес кие конструкции с простой формой срав нительной степени в современном русском языке).

Думается, что правы сто ронники традиционной трак товки вопроса о степенях сравнения русских прилагательных как трёхчленной грамматической категории, включающей положительную (исходную), сравнитель ную и превосходную формы.

Рассказывая о простых и составных формах сравнительной степени, инте ресно ознакомить учащихся с та кой точкой зрения: А. М. Пешковский и Е. Н. Головенко доказывают, что простые сравнительные степени в русском языке — это отдельные части речи. Свои утверждения они обосновывают тем, что простые сравнительные степени фор мально совпадают у прилагательных и наречий. Однако их принадлежность к той или другой части речи чётко определяется синтаксической функцией. (Случаи двойной синтаксической связи типа «завязать узел покрепче» еди ничны.

Упражнение 1. Прочитайте, определите сравни тельные степени прилагательных и объяс ните, как вы это сделали.

1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Вол нам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук, речей казался иногда нежней. (А. Пуш кин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

Ряд упражнений, способных оживить работу с учащимися по теме «Степени сравнения прилагательных».

а) Вспомните, с каким вопросом обра щалась злая царица к своему волшеб ному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пуш кина. Найдите прилагательные в сравни тельной степени, определите их началь ную форму.

б) Впишите вместо точек прилага тельные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударе нием он произносится?

Но скажи: как можно ей Быть во всём меня. Признавайся: всех я. Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Он у вас коней не крал!»

Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите при лагательные в форме сложной сравни тельной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?

Нет ничего более рабского,

чем роскошь и нега,

и ничего более царственного,

Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования межпредметных связей, так как являются языковым средством выражения логичес кой операции сравнения — важного ме тода познания окружающего мира. На пример:

Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предло жения:

1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки — сравнение по весу.

  1. Юпитер и Земля, океан и море — по величине.
  2. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав — по длине.

4. Сириус и Полярная звезда — по яркости.
Более сложное задание — ученики

сами определяют, по какому признаку различаются данные предметы.

Упражнение 6 . Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравни тельной степени.

Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.

Упражнение 7. Закончите предложе ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни . . 2. При нагревании вода . . 3. Там, где прошёл лыжник, снег . . 4. Ближе к устью река . . 5. Человек, который занимается спортом, . .

В современном языке простая форма превосходной степени преимущественно представляет собой форму, обозначающую безотносительно высокую степень качества.

Упражнение 8 . Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе ни. Составьте предложения с полу ченными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема. (Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глу бокий, покорный, интересный).

Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

Упражнение 9 . Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превос ходной степени. Укажите, в каких слу чаях образование простой формы невоз можно.

Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер. (Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Расширение теоретических лингвисти ческих сведений, с одной стороны, и под бор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому мате риалу, более глубокое его усвоение.

1. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», 1990, 1994г.

2. Ресурсы Интернет

Превосходная степень, конечно, пре восходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево выше того, а другое — если оно самое высокое, высочайшее дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.

Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе по добными. Самый твёрдый металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). Красивейший пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).

Превосходная степень признаёт только своих, и превосходство её — над своими.

Довольно скучный удел. Прямо-таки скучнейший (опять же — среди уделов).

Сравнительная степень живёт веселей, у неё широкий круг общения. Дерево может быть выше куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть умнее профессора (тогда как самый умный студент — самый умный только среди студентов).

Видимо, настоящее превосходство по знаётся не в узком кругу своих, а в более широком общении.

Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь выше, умнее, красивее.

А когда ты самый красивый — в узком кругу — и самый умный — в узком кру гу. Рано или поздно наверняка обнару жится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома.. (Ф. Кривин)

Источник

Упражнения по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

Упражнения на закрепление по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме «Степени сравнения имен прилагательных»»

Упражнения по теме «Степени сравнения имён прилагательных».

Упражнение 1. Прочитайте, определите сравни­тельные степени прилагательных и объяс­ните, как вы это сделали.

1. Доброе братство сильнее богатства.

2. Утро вечера мудренее.

3. Вол­нам их воля и холод дороже знойных полудня лучей.

4. По крайней мере, звук, речей казался иногда нежней.

5. Она была на полголовы ниже сестры.

а) Вспомните, с каким вопросом обра­щалась злая царица к своему волшеб­ному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш­кина. Найдите прилагательные в сравни­тельной степени, определите их началь­ную форму.

б) Впишите вместо точек прилага­тельные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударе­нием он произносится?

Но скажи: как можно ей

Быть во всём меня.

Признавайся: всех я.

Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите при­лагательные в форме сложной сравни­тельной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?

Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега,

и ничего более царственного,

Упражнение 4. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предло­жения:

1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливкисравнение по весу.

Юпитер и Земля, океан и морепо величине.

Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удавпо длине.

Сириус и Полярная звездапо яркости.

Упражнение 5. Закончите предложе­ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни . .

2. При нагревании вода . .

3. Там, где прошёл лыжник, снег . .

4. Ближе к устью река . .

5. Человек, который занимается спортом, . .

Упражнение 6. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе­ни. Составьте предложения с полу­ченными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.

Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глу­бокий, покорный, интересны

Источник

Упражнения на уроках русского языка в 6 классе. Степени сравнения имен прилагательных

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, преподающим в 6 классе, а также может пригодиться при комплексном повторении при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.
Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения — важного метода познания окружающего мира.
Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.

Цели:
Образовательная: закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формирование навыков монологической речи;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
воспитание бережного отношения к языку, культуры общения.

Упражнение 1.Определите сравнительные степени прилагательных и объясните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?
(Упражнение направлено на различение имен прилагательных в сравнительной степени и наречий в сравнительной степени. Без контекста это определить невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не составляет трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством)
1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

Упражнение 2.
а) Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
б)Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударением он произносится?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня.
Признавайся: всех я.
Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы.
Да Иван-то вас.
Он у вас коней не крал!»

Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите прилагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?
«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».
(Более рабского, более царственного)

Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:
1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки — сравнение по весу.
2. Юпитер и Земля, океан и море — по величине.
3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав — по длине.
4. Сириус и Полярная звезда — по яркости.

Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.
Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме¬тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре¬менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.
Упражнение 7. Закончите предложе¬ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.
1. С наступлением весны дни . . 2. При нагревании вода . . 3. Там, где прошёл лыжник, снег . . 4. Ближе к устью река . . 5. Человек, который занимается спортом, . .

Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе¬ни. Составьте предложения с полу¬ченными словосочетаниями.
Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).
Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.
Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Источник

Читайте также:  Причастие от прилагательного вязанная