Меню

задание по теме орфография имен существительных



Падежные окончания существительных и прилагательных (карточки-тренажеры)
тренажёр по русскому языку (6 класс)

Карточки-тренажеры для отработки навыков правописания безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskie_materialy.docx 417.1 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИИ КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2Г. ЮРЮЗАНЬ» КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

456120, Челябинская область, г. Юрюзань, ул. Советская, 22.

ОКПО 45655098 ОГРН 1024700756910 ИНН/КПП 7410004876/745701001

«ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

(индивидуальные карточки — тренажеры)

учитель русского языка

Буренкова Ирина Михайловна

Правописание падежных окончаний существительных

Задание № 1. Заполни таблицу, рассуждай вслух. При работе пользуйся вспомогательной таблицей падежных окончаний.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
  2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
  5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

Задание: По опорным словам составить мини — сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:

в лесу, деревья, красиво, снегирь, тихо, ветка, снег, звери, скрипит

Карточка №1. Прочитай. Подчеркни нужное окончание.

На ветк(-е,-и) тополя. Спал в кроват (-е,-и). Гулял по площад(-е,-и). Написал дяд(-е,-и). На реке Волг(-е,-и). Растёт в огород(-е,-и). Пишем о лес(-е,-и). Вышел из беседк(-е,-и). Варенье из вишн(-е,-и). Рад встреч(-е,-и). По алле(-е,-и).

Карточка №2. Прочитай. Допиши окончания имён существительных.

На детской площадк_ было шумно. Воробей прыгает от ветк_ к ветк__ .

На топол__ и серен__ набухли почки. На площад в центр_ города был

праздничный концерт.Под берёз_ мы нашли большой гриб. Над мор__ кружились чайки.

Карточка № 3. Допишите окончания существительных. Определите падеж.

Из деревн. без дорог. по дорог. от подруг. к подруг. на берёз. , в машин. на кроват. к площад. из тетрад. у лошад. в бан.. .

Карточка № 4. Допишите окончания существительных. Определите падеж.

По причин. в непогод. к речк. от речк. налип. в повозк. с кроват. на площад. в речк.. .

Карточка №5. Спишите, укажите падеж существительных, выделите окончания.

Гладить по головк_ . Видно как на ладон_ . Бояться собственной тен . Висеть на

телефон__ . В час по чайной ложк_ . Делать из мух_ слона.

Карточка №6. Спиши. Вставь пропущенные окончания, определи падеж.

В серебристом и сыром туман. Светло и пусто на полян. . От зимней стуж. и метел. Давно уж птицы улетели.

Карточка № 7 Измените существительное в скобках, добавив предлог, чтобы получилось связное предложение.

В газетах много пишут (конец)______________тысячелетия.

Чудесный натюрморт висит (стена)________________.

Дрофа и суслик живут (степь)____________________.

Ребята построили для малышей песочницу (двор)__________.

В журнале я прочла статью (артист)__________________.

Карточка № 8 (15 вариантов)

1. К матер. на зелёнк. от пиявк. от плесен. на автомобил. на академик. к мимоз. к минут. около ткан. без книжк. без клюшк. без картеч. без картошк. без карусел. без катушк. для кукушк. для куколк. для курочк. по ват. в пожар. на артист.

2. Для морковк. без качалк. без каш. без кист. около тележк. около сын. в генерал. в рукопис. о должност. около собак. о дорог. около сирен. о дич. о доблест. в рощ. в россып. в роскош. в защит. в злоб. в измен. в канав. в картин. в карет. в квартир. в комнат. .

3. В почерк. на асфальт. на атлас. на аэродром. на водопо. на базар. к одежд. к окраин. к охот. на бал. к перин. к ящериц. от плет. от площадк. от площад. от повязк. от поганк. по битв. в город. к.ферм. к тайн. к столиц. к дрём. к солом..

4. К запруд. на бальзам. на бамбук. на баобаб. на вокзал. на волк. на барабан. на барашк. на ветр. на барон. на бархат. к мельниц. к мят. к оград. к застав. к защит. к злоб. к измен. к бригад. к клетк. из опечатк. в горл. к газет. к выдр. от вол. к пшениц. для болтушк. .

5. Для выработк. без бирк. без болонк. без ботаник. без братишк. для вырубк. для выручк. для выставк. для ветк. для бродяг. на ангел. на арахис. на гир. о глад. о глазур. около трав инк. о геран…, к рябин. к слив. .

6. Без вырезк. о гибел. без вырубк. для башн. для бедняг. для бра. тишк. без выработк. для выучк. для библиотек. для болонк. для бутылк. без булк. без бумаг. без бумажк. без вилк. без бусинк. , без закалк. к сил. к свобод. к свёкл. к роз. к реп. к работ. по витрин. к капуст. из плет. .

7. Из палк. в голос. по капуст. в гитарист. по арен. к паутин. к птиц. в гигант. по полянк. к газет. к горниц. к берёз. к больниц. в гитар. из печат. из печк. из пиявк. из плесен. к почт. для закалк. для замазк. без булавк. к автомашин. к жажд. к клюкв. к дубин. к дубрав. в икринк. около бедняг. о ткан. .

8. В грузд. около модел. около арк. около бат. около бирк. около вышк. от болтушк. около братишк. к куч. от выдумк. от выкройк. вырезк. о пап. к морковк. к куртк. к лавк. на кож. к лазейк. к линейк. в верф. от выкраск. о катушк. о лавочк. к лапушк. от выдержк. от вишн. .

9. На качалк. на кожиц. к крупинк. к крыш. к кувшинк. к кукушк. в голуб. о ступеньк. о палк. о панел. около библиотек. в ванил. около банк. в малютк. на лилипут. в водоросл. в арифметик. без банк. от воронк. о посылк. об юбк. от веснушк. от гимнастик. о площад.

10. От вспышк. от встреч. о плесен. о шал. о сосульк. о снежник. о сол. около волнушк. без бан. о ступен. от волнушк. от верёвк. о сорок. о собак. от верхушк. о церкв. от гир. о тростинк. о травинк. от воло.синк. о тональност. от гибел. .

11. О повязк. о поганк. от глад. о низост. о нянечк. об обложк. об обув. от грубост. о каш. о кист. о кожиц. о кож. от грязнул. от груш. от гулянк. от гряз. от кор. о черёмух. о черник. в банк. в бан. в баранк. до злюк. от волынк. от вылазк. до игрушк. из газировк. .

12. В глобус. из гармоник. из гар. из гвоздик. около былинк. около верёвк. к проруб. к пропаст. к пристан. на лосёнк. о старост. о колыбел. о копилк. от гадюк. от газировк. без крыш. от гантел. от гармоник. без куколк. о теплиц. о тележк. для лягушк. без кувшинк. без кукушк. .

13. Без курочк. для зарядк. в воск. для маз. от гар. от гвоздик. от геран. на лимон. на лисёнк. на ледоход. на леопард. от гонк. от гордост. от гордын. без барын. в библиотек. в бирк. в болонк. в болтушк. от горстк..м без байдарк. о насып. о наук. в ботаник. от глазур.

14. К манк. к марк. на иголк. на кашк. на игрушк. на извест. на икринк. на индюшк. к леек. к личинк. к лодк. к ложк. к лошад. к льдинк. к лест. на ириск. на исповед. на кадк. на кад. на капел. на книжк. к лайк. к ласточк. к латын. к лачуг. без кашк. к лепёшк. на клюшк. на картеч. для колыбел. на картошк. без ириск. .

15. На карусел. на катушк. для бусинк. в гардероб. в диктант. у травинк. в юбк. без знат. без зяб. без иволг. в дикобраз. без игрушк. с зарядк. для лавочк. в диван. у ткан. в джигит. для копилк. около фланел. для копирк. в дом. с замазк. без извест. без икринк. без индюшк. в доказательств. о площадк. без ванил.. .

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Вставь пропущенные буквы, опирайся на таблицу

1. В чист..м море, у хмур. утра, в цепк. взгляде, у хлебн. магазина,

О здешн. жителе, с ценн. подарком, для янтарн… ожерелья, при ярк…м свете, об ясн…м солнышке, цро жарк… место, с электрическ… освещением .

2. О шутлив. поздравлении, к добр. молодцу, о дорожн… происшествии, на жадн животное, без сливочн масла, в крайн… доме, в жидк… тесто, о заботлив… отечестве, на зелен. дерево, к заперт… чулану.

3. Позади зелен. болота, знатн. происхождение, на золотист… сияние, из-за рыхл… снега, на рябеньк… яичко, к рябинов… квасу, с секретн… замком, к сердечн… привету, сквозь серебрист. иней, к добр… сердцу, у сер.. волка.

4.На скалист… побережье, со сладк.. творогом, про любезн. письмо, благодаря лучш… варианту, с осенн… листиком, к лёгк.. плащу, у ласков… мая, о древн… строении, про кругл… озеро, перед сер… зданием.

5. На серебрист. облако, сельск… жителю, у сентябрьск… утра, про секретн.. донесение, под светл… пиджаком, через рыхл… поле, вокруг роскошн… торта, к робк… человеку, про редк… изделие, перед весел… представлением.

6. Для видим. эффекта, по виноградн… кусту, через ветвист… дерево, без влиятельн… общества, при воеводск… чине, о воздушн… змее, на волнист … воротнике, под высохш… ручей, к галантн… кавалеру

7. Перед гладк… льдом, возле ясн… месяца, с величайш… поэтом, о горьк… смехе, благодаря грузинск… языку, за детск… хором, об ужасн… фильме, перед долг… путешествием, из-за жадн… мальчика, вопреки жарк… климату.

8. О научн… опыте, на сказочн… чудовище, под скалист… берегом, к смышлён… малышу, под соболин… полушубком, о совестлив… человеке, за солдатск… ремень, по соломенн… тюфяку, на дальн… берегу, вокруг соснов… бора.

9. О весен… настроении, перед ранн… утром, без сочн… яблока, вокруг безлюдн… места, к бережлив… хозяину, перед бледн… юношей, вокруг белоснежн… замка, о радостн… дне, под громоздк…. диваном.

10.О робк… создании, румян… утро, на яблонев… дереве, о сентябрьск… дне, для сердечн… поздравления, без сладк… какао, на соболин… манто, возле приволжск… города, к пригласительн… билету, о приозёрн… хозяйстве.

11. Сквозь пристальн. взгляд, для прытк сверчка, по пустяков совету, на пыльн пол, о пшеничн каравае, на багрян озеро, с баловлив ребёнком, об абрикосов повидле, под бархатист листом, за бедн государство, в Горохов супе, через бережлив ведомство.

12. Из-под кругл… стола, позади кудряв… парня, к ласков… слову, около лётн… поля, в лимон… соке, к любезн… соседу, без маслян… пятна, к мастерск… прыжку, с тёпл… ветром, на маленьк… окошко, под медн… тазом.

13. К тих… месту, около местн… театра, к старин… замку, о тёмн… переулке, вокруг тонк… льда, к труслив… зайцу, туман… днём, о тускл… шаре, субботн… вечером, к упрям. ослу, к воздушн… пирожному, о гладк… зеркале.

14. С горьк… привкусом, около дальн… поселения, для осинов… полена, об очаровательн… сравнении, на парусн… фрегате, в зелен… бору, после жарк…солнца, о поспешн… ответе, благодаря гласн… звуку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр.

Конспект урока по теме»Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.».

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «»Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.

В данной презентации есть материал для учащихся 5 класса по теме «Падежные окончания существительных».

В данной презентации есть материал для учащихся 5 класса по теме «Падежные окончания существительных».

Разработка урока в 5 классе по программе Львовой представляет собой урок обощения и закрепления материала. К уроку прилагается презентация.

Источник

«Имя существительное». Повторение орфографии

Цели:

  1. повторить изученные орфограммы по теме “Имя существительное”;
  2. воспитать любовь к грамотной и правильной речи;
  3. развивать умение применять изученные орфографические правила и проверять правильность написанных слов.

1. Проверка домашнего задания

А) Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

Учитель: О какой части речи идёт разговор? Дайте определение имени существительного.

Б) Самопроверка упражнение 122 [2]

Один ученик заранее выполнил на доске.

Делаем вывод: как мы определяем, когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных?

2. Правописание о-е после шипящих и Ц

Учитель: У почтальона случилось несчастье: от дождя конверты расклеились и всё, что в них было, выпало. У слов даже смылись некоторые буквы. Помогите почтальону вставить эти буквы и разложить слова по конвертам (три конверта: Куда: Орфография. Кому: Буквы “О” и “Е” после шипящих и “Ц” в корне, окончании, в суффиксах существительных).

Каланч..й, реч..нка, ш..лк, нож..м, вареж..к, ж..лудь, полотенц..м, подуш..чка, ш..рох, невеж..й, друж..к, ш..пот, пальц..в, мыш..нок, крыж..вник.

3. Правописание суффиксов –ек-, -ик-

Учитель: А что писать в словах замоч..к, ключ..к –ек- или –ик-? Это правило нам поможет вспомнить сказка “Вовка в тридевятом царстве”.

Ученик: “Наконец-то Вовка у заветных дверей царства. Хотел войти – но не тут-то было: закрыта дверь на замок. Ключ рядом висит, но открыть дверь сможет лишь тот, кто правильно напишет слова ключик и замочек. Вот где понадобилось правило, которое Вовка никак учить не хотел. Думал-думал и наконец, вспомнил: надо изменить слово, в форму родительного падежа поставить. Поставил. И что же видит? Ключик – ключика. Буква “И” твёрдо стоит на ногах, с места не сдвинется, да ещё перекладинка у неё есть, чтобы не шаталась.

А вот буква “Е” в слове замочек совсем по – другому себя ведёт: только Вовка начал слово изменять — буква “Е”, как червячок, раз и уползла. Нет её в родительном падеже, нет и во множественном числе: замочка, замочки.

Понял Вовка, как пишутся эти слова, — дверь царства перед ним распахнулась. Царства знаний”.

Учитель: Составим алгоритм. Итак, что сначала мы будем делать? Затем?

1) Поставь слово в Р.п.

2) Есть ли беглая гласная?

Да Нет
-ек- -ик-
горошек ножик
горошка ножика

Учитель: А сейчас проведём литературную викторину “Кто больше” — привести примеры из известных литературных произведений со словами орфограммы –ек-, -ик-.

— Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек.

– Я отыщу секрет, и ларчик вам открою.

– Ой, конёчек – горбунёчек, прибегай ко мне, дружочек.

– Вот смиренный домик, где жил я с бедною нянею моей.

В это время двое учеников у доски по индивидуальным карточкам (“Дидактический материал” 6-й класс).

4. Правописание не с существительными

4.1 Учитель отметил в тетради ученика следующую ошибку: “небыл”. Ученик не согласился и объяснил, что он заменил “не был” синонимом без не – “отсутствовал”. Кто прав?

Итак, очень важно определить, с какой частью речи употреблено не, так как разные правила регулируют правописание не с существительным и глаголом.

Группа А: составьте таблицу “Правописание не с существительными” и приведите по 2-3 примера.

Слитно Раздельно
  1. Не употребляется без не.
  2. Есть синоним без не.
1. Если есть противопоставление с союзом а.

Один работает у доски.

Группа Б: выпишите только те существительные с не, к которым можно подобрать синоним.

Группа В: выпишите только те существительные с не, которые без не не употребляются.

(Не)приятель, (не)нависть, (не)воля, (не) брежность, (не)правда, (не) взгоды, (не)счастье, (не)ряха, (не)здоровье, (не)дотёпа.

4.2. Устно. Объясните правописание не в пословицах.

Слепая ненависть – плохой советчик.

Из двух болезней самая опасная – невежество.

На сердце ненастье, так в хорошую погоду дождь.

Не игла шьёт, а руки.

Славен человек не словами, а делами.

Не бросай друга в несчастье.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Видно неряху по грязной рубахе.

Не силой борются, а умением.

5. Словарный диктант на повторение суффиксов – чик-, – щик —

По лексическому значению определить и записать слово.

Тот, кто рассказывает что-нибудь Рассказчик
Специалист по переводам с одного языка на другой Переводчик
Музыкант, играющий на барабане Барабанщик
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь Смазчик
Стрелок из пулемёта Пулемётчик
Тот, кто подстрекает начать что-нибудь Зачинщик
Работник, занимающийся раздачей чего-нибудь Раздатчик
Рабочий, занимающийся настилом и ремонтом крыш Кровельщик

Учитель подводит итог урока и выставляет оценки.

7. Домашнее задание

Группа А: сочинить сказку, используя любое правило, которое повторяли на уроке.

Группа Б: сочинение-миниатюра “ На стройке”, используя слова с суф. -чик – щик –

Группа В: упражнение 152 [2].

  • Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
  • Русский язык. Практика. 6 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др. ; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 15-е изд., перераб. – М. : Дрофа, 2008. – 318, [2] с. : ил.
  • Источник

    Читайте также:  функциональные возможности имени существительного