Меню

Задай вопросы к глаголам сидит



На какие вопросы отвечает глагол

В русском языке нет единого мнения об объеме такого понятия, как глагол.

В соответствии с первым представлением в него включается:

  • Инфинитив
  • Личные формы
  • Деепричастие
  • Причастие

Согласно другой точки зрения:

Рассмотрим характерные вопросы для последнего, более распространенного, деления на группы.

Что делать? (В несовершенном виде)

Происходит указание на действие. Но нет точного упоминания о времени и лице. Чаще всего употребляются в сочетании со словами, обозначающими:

  • Начало, процесс и конец выполнения чего-либо.

Начать читать. Начать рисовать. Начать решать.

Продолжать считать. Продолжать трудиться. Продолжать бежать.

Кончить делать. Перестать говорить. Прекратить кричать.

  • Намерения лица закончить действие

Устал писать. Расхотел смотреть. Отговорить ехать. Передумал читать.

Уметь читать. Научиться рисовать.

Не надо читать в темноте.

Не нужно дружить с хулиганом.

Ночью нельзя шуметь.

Что сделать? (Для совершенного вида)

Вопрос указывает уже на результат действия. Употребляется при описании:

  • Действия, имеющий конечный результат.

Он хочет решить задачу.

Она думает купить журнал.

Вам надо трижды подтянуться на турнике.

  • Действия с потенциальной возможностью.

Я всегда рад помочь. Владимиру можно позвонить даже ночью.

Море не переплыть. Такую тяжёлую сумку не поднять.

Для личных форм глагола вопросы изменяются в соответствии со временем происходящего.

Что делаю / что делаем?

  • первому лицу
  • несовершенному виду

Я ем мандарины. Мы играем в футбол.

Что делаешь / что делаете?

  • второму лицу
  • несовершенному виду

Ты лежишь на кровати. Вы едите в метро.

Что делает / что делают?

Он бежит по дороге. Она летит на самолёте. Оно растет в саду. Они танцуют.

Важно: для настоящего времени употребляются вопросы только для несовершенного вида.

В прошедшем времени глагол отвечает на вопросы:

Что делал / что сделал?

В данном времени не выделяется лицо, выполняющее действие. Стоит только обратить внимание, что в третьем лице происходит привязка к роду. И данный тип вопроса будет справедлив только для мужского рода.

Я пробежал дистанцию. Ты долго играл. Он съел кашу.

Что делали / что сделали?

Вопросы характерны для глаголов:

  • Множественного числа
  • Совершенного и несовершенного вида

Мы пели песни. Вы были вчера на концерте. Они сделали уроки.

Что делала / что сделала?

Она увидела белку. Она бегала в лесу.

Что делало? Что сделало?

На такие вопросы отвечают глаголы:

  • Третьего лица
  • Единственного числа
  • Среднего рода
  • Совершенного и несовершенного вида

Оно зацвело к осени. Оно цвело всю неделю.

Важно: к личным глаголам третьего лица в прошедшем времени и единственном числе ставят вопросы с учетом родовой принадлежности.

Что буду делать / что сделаю?

Вопросы относятся к:

  • Первому лицу
  • Единственному числу
  • Совершенному и несовершенному виду

Я буду радоваться за вас. Я успею все сделать.

Что будем делать / что сделаем? (для множественного числа)

Мы будем строить дом. Мы построим дом.

Что будешь делать / что сделаешь?

Вопросы для глаголов:

  • Второго лица
  • Единственного числа
  • Совершенного и несовершенного вида

Ты будешь мечтать. Ты успеешь приехать.

Что будете делать / что сделаете? (для множественного числа)

Вы будите рисовать. Вы приедете завтра.

Что будет делать / что сделает?

Вопросы для глаголов:

  • Третьего лица
  • Единственного числа
  • Совершенного и несовершенного вида

Он будет покупать велосипед. Она купит велосипед. Оно подрастет на следующий год.

Что будут делать / что сделают? (для множественного числа)

Источник

Задай вопросы к глаголам сидит

Русский язык – наш родной язык, основа нашей культуры, нашего мироощущения и восприятия. На нём мы говорим, с помощью него мы передаем наши ощущения. С его помощью мы мыслим и работаем. Без русского языка невозможно сохранение и дальнейшее процветание нашего государства, наших идей и наших творений. Мы говорим на нем с детства, поэтому редко задумываемся, насколько он сложен и многогранен. Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое.
Русский язык, на самом деле, является древним, богатым и, что самое интересное, развивающимся по сей день языком. Огромное количество реформ, правил принимаются в наши дни, для обогащения и усовершенствования. На русском языке говорит огромное количество человек: это россияне, бывшие граждане СССР, а также множество иностранцев живущих далеко от России. Русский язык, по подтверждению многих иностранных граждан, является одним из сложных языков мира. Но, в то же время, он является и самым богатым, красивым, выразительным и мелодичным языком из всех существующих.

Читайте также:  Глагол 3 лица в безличном значении

Спряжение глаголов

  • | Печать |

Подробности Автор: Полякова Евгения Юрьевна, кандидат филологических наук

Спряжение — изменение глаголов в формах настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Типы спряжений

  • Первое
  • Второе
  • Разноспрягаемые глаголы
  • Архаическое

Как определить спряжение?

ШАГ 1. Выясняем, ударное окончание или нет.

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов I и II спряжения с примерами представлен в таблице ниже.

Гласные в ударных окончаниях глагола: Е/ Ё, У, Ю – I спряжение, И, А, Я – II спряжение

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед.ч. Мн.ч. Примеры Ед.ч. Мн.ч. Примеры
1-е — у́( ю́) — е́м( ё́м) по ю́, сошь ю́, раст у́
по ё́м, сошь ё́м, раст ё́м
— у́( ю́) — и́м леч у́, спеш у́, молч у́
лет и́м, спеш и́м, молч и́м
2-е — е́шь( ё́шь) — е́те( ё́те) по ё́шь, сошь ё́шь, раст ё́шь
по ё́те, сошь ё́те, раст ё́те
— и́шь — и́те лет и́шь, спеш и́шь, молч и́шь
лет и́те, спеш и́те, молч и́те
3-е — е́т( ё́т) — у́т( ю́т) по ё́т, сошь ё́т, раст ё́т
по ю́т, сошь ю́т, раст у́т
— и́т — а́т( я́т) лет и́т, спеш и́т, молч и́т
лет я́т, спеш а́т, молч а́т

В первом лице единственного числа (я что делаю?) окончания — у, — ю совпадают для первого и второго спряжений, поэтому для определения спряжения используйте второе, третье лицо или множественное число.

Глаголы с ударным личным окончанием нельзя ставить в инфинитив для определения спряжения.

Задание: определить спряжение глагола СИДЕТЬ.

Ошибочное рассуждение: Это начальная форма. Окончание – ть. Мы видим букву е перед – ть. Следовательно, ученик отвечает: I спряжение. Но это будет первой ошибкой. Ученик не знает, что нужно проверять, ударное окончание или нет. А когда указываешь на необходимость поставить ударение, ученик проверяет ударение по инфинитиву, а не по одной из форм (2-е и 3-е лицо ед. и мн.ч. и 1-е лицо мн.ч.), что является второй ошибкой.

Итак, сначала надо проверить, ударное ли окончание у этого глагола при спряжении, то есть при изменении по лицам и числам.

Верное рассуждение: Ты что делаешь? СИД И́ШЬ. Окончание ударное. Сильная позиция гласной. В окончании буква И. Это II спряжение.

Настоящее время
Лицо ед.ч. мн.ч.
1-е сиж у́ сид и́м
2-е сид и́шь сид и́те
3-е сид и́т сид я́т

Итак, в этом случае для определения спряжения к форме инфинитива НЕ обращаемся.
В окончаниях глагола УЖЕ видим буквы И, А, Я. Они указывают на то, что это гласные в окончаниях глаголов второго спряжения, а не первого.

СИДЕТЬ – несовершенный вид, непереходный, невозвратный, II спряжение.

ШАГ 2. Если окончание безударное.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями находят по неопределённой форме этих глаголов, то есть по инфинитиву. Вспоминаем, что это начальная форма глаголов, которая так нам нужна при морфологических разборах под цифрой 3 в учебниках.

Вопросы к глаголам в начальной форме:
Что делать? Для глаголов несовершенного вида.
Что сделать? Для глаголов совершенного вида.

Глаголы в неопределённой форме имеют окончания – ТЬ и – ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести.
Неопределённая форма глагола (или инфинитив, от лат. infinitivus — «неопределённый») обозначает действие безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу, то есть вне связи его с субъектом (деятелем).
Инфинитив является начальной (словарной) формой глагола и отвечает на вопросы что делать? что сделать?:
видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть,
везти — провезти, идти — пройти, искать — найти.
Инфинитив — неизменяемая форма глагола, которая имеет только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, тип спряжения.
Итог: Формальным показателем инфинитива являются окончания (суффиксы в некоторых методиках) – ТЬ, – ТИ.
– ТЬ стоит после гласных: следи ть, дума ть, пе ть.
– ТИ стоит после согласных: нес ти, вез ти, плес ти, ид ти.

Некоторые глаголы в инфинитиве оканчиваются на – ЧЬ: пе чь, бере чь, те чь, мо чь. В этих случаях – ЧЬ входит в состав корня, так как является результатом исторического слияния суффикса ТИ с корневой согласной К или Г: пе кти → пе чь, бере гти → бере чь.

Глаголы, которые оканчиваются в неопределённой форме на – ИТЬ, причём – ТЬ – это окончание, а — И— – суффикс, относятся ко II спряжению: по́мн ить, стро́ ить, е́зд ить, ста́в ить, ход и́ть.

Остальные глаголы, кроме нескольких слов-исключений, относятся к I спряжению. В неопределённой (начальной) форме они обычно оканчиваются на — ать, — ять, — еть, — уть, — оть, — ыть: де́лать, се́ять, черне́ть, кри́кнуть, коло́ть, ры́ть, дви́гаться, привыка́ть, печа́тать, стира́ть, кача́ть.

Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить,
А ещё: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать,
держать, терпеть,
и зависеть, и вертеть.

I спряжение II спряжение
4 глагола на — ИТЬ (бри́ть, стели́ть, зы́биться, зи́ждиться) Все глагола на — ИТЬ (кроме 4-х)
Все глагола на — ЕТЬ (кроме 7-и) 7 глагола на — ЕТЬ (терпе́ть, верте́ть, оби́деть, ненави́деть, зави́сеть, смотре́ть, ви́деть)
Все глагола на — АТЬ (кроме 4-х) 4 глагола на — АТЬ (гна́ть, держа́ть, слы́шать, дыша́ть)
Все глагола на — УТЬ, — ЮТЬ, — ЫТЬ, — ЯТЬ, — ЧЬ.

Образовано от: хотеть, бежать? Да Разноспрягаемый глагол Нет Образовано от: есть, дать, надоесть, создать? Да Архаическое спряжение Нет Определи форму 2-го лица ед.числа:
что (c)делаешь? Да Окончание ударное? Да Какая гласная в окончании?
Да: Е,У,Ю. Нет: И,А,Я. Да I спряжение Нет II спряжение Нет Определи инфинитив:

что (c)делать? Да Оканчивается на -ИТЬ? Да Образовано от: брить, стелить, зыбиться, зиждиться Да I спряжение Нет II спряжение Нет Оканчивается на -ЕТЬ? Да Образ.от: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, смотреть, видеть? Да II спряжение Нет I спряжение Нет Оканчивается на -АТЬ? Да Образовано от: гнать, держать, слышать, дышать? Да II спряжение Нет I спряжение Нет I спряжение

Разбор слова ОБИДЕТЬ – II спряжение

Лицо Будущее время
ед.ч. мн.ч.
1-е оби́ж у оби́д им
2-е оби́д ишь оби́д ите
3-е оби́д ит оби́д ят

Разбор слова БОРМОТАТЬ – I спряжение

Лицо Настоящее время Будущее время
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
1-е бормоч у́ бормо́ч ем забормоч у́ забормо́ч ем
2-е бормо́ч ешь бормо́ч ете забормо́ч ешь забормо́ч ете
3-е бормо́ч ет бормо́ч ут забормо́ч ет забормо́ч ут

В форме 2 лица ед. числа глаголы настоящего и будущего времени оканчиваются на шипящий Ш и Ь. Это орфограмма.

Наст. вр., 2 л., ед.ч.: ты думаешь, пишешь, плаваешь, учишь, смотришь.
Буд. вр., 2 л., ед.ч.: ты будешь писать, будешь учить, найдёшь, выучишь.

Внимание! После шипящих на конце глагола всегда пишется мягкий знак, который сохраняется перед — ся, — те:
Одеваешь – одеваешься, стричь – стричься, режь – режьте.
Что делаешь? (2л., ед.ч.) Бежишь, делаешь, побежишь, сделаешь.
Что делать? (неопределённая форма) Стричь, беречь.
Что сделай? (повелит. накл. глагола) Отрежь, намажь, спрячь.

Задание: Проспрягай в тетради глаголы: побри́ть, поддержа́ть, зави́сеть, ры́ть, возвели́чивать, моло́ть, моли́ться.

Образец рассуждение: Побри́ть – I спр., так как БРИТЬ – глагол-исключение, в окончаниях будут гласные е, у, ю.

Лицо ед.ч. мн.ч.
1-е я побре́ ю мы побре́ ем
2-е ты побре́ ешь вы побре́ ете
3-е он(она, оно) побре́ ет они побре́ ют

Если глагол I спряжения: гласные Е, У, Ю пиши в окончаниях.
Если глагол II спряжения: гласные И, А, Я пиши в окончаниях.

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть, бежать и образованные от них являются разноспрягаемыми, потому что имеют окончания разных спряжений:

Число Лицо Хотеть Бежать
Ед.ч. 1
2
3
хоч у́
хо́ч ешь
хо́ч ет
бег у́
беж и́шь
беж и́т
Мн.ч. 1
2
3
хот и́м
хот и́те
хот я́т
беж и́м
беж и́те
бег у́т

Архаический тип спряжения

Глаголы есть, надоесть, дать, создать и образованные от них при помощи приставки и постфикса имеют особые формы, являющиеся архаическими

Число Лицо Есть Дать Создать Надоесть
Ед.ч. 1
2
3
е́ м
е́ шь
е́ ст
да́ м
да́ шь
да́ ст
созда́ м
созда́ шь
созда́ ст
надое́ м
надое́ шь
надое́ ст
Мн.ч. 1
2
3
ед и́м
ед и́те
ед я́т
дад и́м
дад и́те
дад у́т
создад и́м
создад и́те
создад у́т
надоед и́м
надоед и́те
надоед я́т

Глаголы-исключения

Выучи исключения:
I спряжение на — ИТЬ – брить , стелить , зыбиться , зиждиться
II спряжение на — ЕТЬ – смотреть , видеть , обидеть , ненавидеть , зависеть , терпеть , вертеть
II спряжение на — АТЬ – слышать , дышать , держать , гнать
Разноспрягаемыехотеть , бежать
Архаическиеесть , дать , надоесть , создать

Источник