отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
Развивающие:
развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
Воспитательные:
формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений), стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.
– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).
– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).
– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования). Перечисли их общие черты.
– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив).
– Что это за форма глагола? Какова её роль?
1) инфинитив + “буду” = будущее время;
2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь);
3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать -еи -и: -ить(II), -еть(I).
4. Постановка проблемы
Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить.
– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.
(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).
Неопределённая форма
2 лицо, единственное число
3 лицо, множественное число
Неопределённая форма
2 лицо, единственное число
3 лицо, множественное число
побреешь
постелить
постелишь
постелят
побреишь
постелешь
постелют
– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.
5. Открытие детьми темы урока
– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.
– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.
6. Знакомство с правилом
– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.
Вот и слыш . т, будто стон…
Бьётся лебедь средь зыбей…
Неопределённая форма
2 лицо, единственное число
3 лицо, множественное число
Неопределённая форма
2 лицо, единственное число
3 лицо, множественное число
подходить
подхoдишь
подходят
смотреть
смотрешь
– Проведём самопроверку по правилам.
– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений).
– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:
7 глаголов на -еть
4 глагола на -ать
смотреть видеть ненавидеть терпеть обидеть зависеть вертеть
гнать дышать держат слышать
7. Физкультурная пауза
– Закрываем глаза, заучиваем.
(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.
– В этих глаголах мы пишем лишь: “-и”(ты видишь, он видит и видят они)
Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.
8. Первичное закрепление
Комментированное письмо(сигналки I и II спряж.):
Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики. Смело бежит волк по знакомому следу. Хорошо знает он дорогу в своё логово. Сидит на голом суку головастый совёнок. Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.
Рассуждение по алгоритму:
А) Ставим ударение: окончание ударное или нет? Б) Является ли глаголом-исключением? В) Определяем спряжение.
9. Зрительная гимнастика(5 минут).
10. Этап закрепления. Обратная связь(проверка по цветным сигналкам).
Зелёного цвета: Глаголы 1-го спряжения легко отличить от глаголов 2-го спряжения только тогда, когда их личные окончания стоят под ударением (несeшь, говорuт, бежuшь, бредeшь, идyт, спешaт и т.д.).
Чтоб определить спряжение, Посмотри на окончание, И ещё на ударение Обрати внимание! Когда окончание Под ударением – Легко ты узнаешь, Какое спряжение.
Если у глагола безударное личное окончание, то его надо поставить в неопределённую форму.
Кроссворд Впишите в клетки глаголы в неопределённой форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица, единственного числа:
– Какое слово получилось в выделенной колонке? (Исключения).
12. Итог урока.
Какова была тема урока?
С какой проблемой столкнулись?
Глаголы-исключения 1-го спряжения.
Глаголы-исключения 2-го спряжения.
Почему эти глаголы являются исключениями?
Как у них определить спряжение?
Я пришёл из школы, Я учу глаголы, Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: Кричать – кричу, Вертеть – верчу, Двигать – двигаю, Прыгать – прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел! … Открываю, наш сосед (он живёт под нами) Не причёсан, не одет – В тапках и пижаме. Он кричит: “Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? Или, может быть, слоны Надо мной поселены?” – Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришёл из школы И учу глаголы…
– Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.
13. Домашнее задание:
1. Выучить глаголы исключения (по памятке); 2. написать небольшое сочинение о глаголах исключениях или сочинить свои стихи.
Источник
Глаголы — исключения.
Урок русского языка в 4 классе. Глаголы – исключения.
Тип урока : открытие новых знаний.
Планируемые результаты обучающихся.
— познакомить с глаголами – исключениями;
— запомнить глаголы – исключения;
— учиться находить глаголы – исключения среди других глаголов.
— определять и формулировать цель деятельности, задачи с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий по алгоритму;
— оценивать правильность выполнения своего действия;
— контроль по эталону с целью обнаружения ошибок.
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
— слушать и понимать речь других;
-умение работать в паре.
— уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
— находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке;
— делать выводы о результатах совместной работы.
Личностные результаты обучающихся:
— готовность к сотрудничеству;
— воспитывать активность личности.
Мотивация к учебной деятельности.
Говорят : «Улыбка дарит радость и хорошее настроение».
Улыбнитесь друг другу.
— актуализация изученных способов определения спряжения глаголов
Урок начнём с народной мудрости. Прочитаем пословицу.
Кто много вид…т и слыш…т, тот много зна…т.
— Как вы её понимаете?
Сегодня на уроке будем следовать этой пословице. Умение видеть и слышать поможет нам многое узнать.
— Над какой темой работали на уроках русского языка?
— Назовите глаголы в пословице.
— Какая орфограмма встретилась в глаголах ?
— Вспомним способы проверки безударных личных окончаний глаголов по алгоритму ( алгоритм на доске).
Определяют спряжение глаголов по неопределённой форме глагола и по форме 3 лица множественного числа
Выявление места и причины затруднения.
-фиксация затруднения в выполнении учебного действия
— Как такое может быть? Встречались раньше с этим?
бозначим наше затруднение на доске .
— Какой глагол не вызывает сомнения ?
( учитель убирает с доски глаголы: знать, знает и вписывает в пословицу в окончание букву Е)
У одного глагола разное спряжение.
Зна ет. Значит, в безударном окончании глагола пишем букву Е .
Построение проекта выхода из затруднения.
— обдумать способ выхода из затруднения
— сформулировать тему, задачи урока
— Как быть с глаголами, которые вызвали затруднение? Ваши предложения.
На уроке я помогу вам разобраться с этим затруднением.
В русском языке есть такие слова, которые не подчиняются принятым правилам.
-Как можно назвать эти глаголы?
Ученые назвали такие слова глаголы – исключения. Как и предложил … .
Эти глаголы нужно – запомнить!
— Как вы думаете, только ли эти два глагола являются исключением?
— Где мы можем проверить ваше предположение?
— Откройте учебник на стр. 124.
Прочитайте правило самостоятельно.
— Сколько глаголов — исключений?
— Сколько глаголов – исключений на – ать?
— Сколько глаголов – исключений на – еть?
— Наши глаголы, которые вызывали сомнения , к какому спряжению относятся? ( зачёркиваем на доске 1 спр. И подписываем у глаголов 2 спр.)
— Значит, какую гласную напишем в безударном окончании глаголов ?
Нашу проблему решили.
-Кто понял, почему это глаголы – исключения?
— Что новое появилось на уроке?
Вот вы и назвали сами тему урока.
— Сформулируйте задачи урока.
Спросить у учителя.
Обратиться к учебнику.
Наверное что – то новое должны узнать про такие глаголы.
Протестанты. Неподчинялки. Глаголы – исключения.
Источник
Глаголы-исключения (1)
В современном русском языке глаголы имеют два спряжения. Спряжение определяется по окончанию, если оно ударное, и по инфинитиву, если оно безударное. Ко 2-ому спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить (водить, ловить, любить, носить, хвалить), кроме глаголов брить, зиждиться, зыбиться, стелить, а также семь глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть,ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) и четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Остальные глаголы – 1-ого спряжения.
Наверное, у многих школьников возникает вопрос, почему же эти всем известные глаголы, относясь ко 2-ому спряжению, изменяются особым образом, являются исключениями. Попробуем в этом разобраться, не углубляясь в далёкое прошлое.
Начнём с рассмотрения тех глаголов, которые указываются как исключения во всех школьных учебниках и пособиях по орфографии, т.е. с глаголов брить, стелить и глаголов на -еть и -ать. У глагола есть две основы: основа настоящего времени, которая определяется по форме 3-го лица множественного числа (делают – делаj, ходят – ход’-), и основа инфинитива, которую мы выделяем из неопределённо-личной формы глагола, отбрасывая инфинитивное -ть (делать – дела-, ходить – ходи-).
По соотношению основ все глаголы делятся на классы. Класс глагола – это группа глаголов, которые имеют одинаковые основы настоящего времени и инфинитива. Есть классы продуктивные (они пополняются новыми глаголами) и непродуктивные (они включают определённое количество глаголов и не пополняются новыми словами). Глаголы на -еть и -ать, которые являются исключениями, относятся к непродуктивным классам, но среди продуктивных классов тоже есть глаголы, оканчивающиеся на -еть и -ать. Сопоставим их.
Глаголы на -еть.
Глаголы на -еть образуют две неоднородные группы. Первую группу составляют глаголы 1-ого спряжения, в которых суффикс -е сохраняется также и в настоящем времени:
белеть – белею, белеешь, белеет;
болеть – болею, болеешь, болеет;
жалеть – жалею, жалеешь, жалеет;
иметь – имею, имеешь, имеет;
слабеть – слабею, слабеешь, слабеет;
худеть – худею, худеешь, худеет.
Для обозначения таких глаголов используется термин неусекаемые глаголы.
Во вторую группу входят глаголы 2-ого спряжения, в которых суффикс -е- в настоящем времени утрачивается:
висеть – вишу, висишь, висит;
глядеть – гляжу, глядишь, глядит;
гореть – горю, горишь, горит;
греметь – гремлю, гремишь, гремит;
сидеть – сижу, сидишь, сидит;
шуметь – шумлю, шумишь, шумит.
Эти глаголы называются усекаемыми. Они составляют группу непродуктивных глаголов, которая включает всего 48 глаголов. Подавляющее большинство этих глаголов имеет ударное личное окончание (скорбишь, горишь, гремишь, шумишь). Но в некоторых из них личное окончание может быть безударным. Это семь глаголов, которые являются исключениями:
вертеть – верчу, вертишь, вертит;
видеть – вижу, видишь, видит;
зависеть – завишу, зависишь, зависит;
ненавидеть – ненавижу, ненавидишь, ненавидит
обидеть – обижу, обидишь, обидит;
смотреть – смотрю, смотришь, смотрит;
терпеть – терплю, терпишь, терпит.
Названные глаголы относятся ко 2-ому спряжению и имеют в личных окончаниях букву и. Что объединяет эти семь глаголов с глаголами 2-ого спряжения? Во-первых, суффикс -е- в инфинитиве, во-вторых, его утрата в личных формах, в-третьих, и это самое главное, одинаковый характер чередования последнего согласного корня.
В глаголах 2-ого спряжения происходит чередование согласного в 1-м лице единственного числа с иным согласным во всех остальных личных формах. Так, глагол ловить 2-ого спряжения имеет в 1-ом лице единственного числа корень ловл-(ловлю), а в остальных лицах – —лов- (ловишь, ловит, ловим). Ср. также: висеть – вишу, но висишь, висит, висим; шуметь – шумлю, но шумишь, шумит, шумим.
Такое же чередование есть и у семи глаголов-исключений: видеть – вижу, видишь, видит; терпеть – терплю, терпишь, терпит; зависеть – завишу, зависишь, зависит и т. д.
В отличие от глаголов 2-ого спряжения, глаголы 1-ого спряжения имеют другое чередование, в них по конечному согласному корня инфинитив противопоставляется всем личным формам (писать – пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, пишут), а чередование в 1-ом лице характеризует только те глаголы, основы которых оканчиваются на к и г (пеку – печёшь, могу – можешь).
Таким образом, «исключительность» глаголов-исключений состоит только в том, что они имеют безударное личное окончание.
Глагол вертеть требует отдельного комментария. В XVIII–XIX вв. личные формы этого глагола допускали двоякое ударение – на корне и на окончании: вертишь и вертишь, что можно проследить по стихотворным произведениям того времени. Например:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колёса
Мы вертим – вертим – вертим!
Колесо чугунное вертится.
И гудит, и ветром обдаёт,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьётся, всё кругом идёт…
(Ср. пример вариативного ударения в песне «Три вальса», которую пела К. И. Шульженко: Ах, как кружится голова, Как голова кружится!)
С утверждением ударения на корне глагол вертеть попадает в число исключений.
В этой группе глаголов выделяются тоже две подгруппы. В первую входят неусекаемые глаголы, в которых суффикс -а- сохраняется в настоящем времени: качать – качаешь, качает; скучать – скучаешь, скучает; замечать – замечаешь, замечает.
Эти глаголы относятся к 1-ому продуктивному классу.
Вторую группу составляют 35 непродуктивных глаголов, которые являются усекаемыми: в них суффикс -а- есть только в неопределённо-личной форме:
бренчать – бренчу, бренчишь, бренчит;
ворчать – ворчу, ворчишь, ворчит;
звучать – звучу, звучишь, звучит;
кричать – кричу, кричишь, кричит;
лежать – лежу, лежишь, лежит;
молчать – молчу, молчишь, молчит;
стучать – стучу, стучишь, стучит;
шуршать – шуршу, шуршишь, шуршит.
Неусекаемые глаголы относятся к 1-ому спряжению, усекаемые – ко 2-му спряжению. Три глагола-исключения дышать, держать, слышать относятся к последней группе; в них суффикс -а- после шипящей утрачивается в настоящем времени (дышишь, держишь, слышишь), эти глаголы являются усекаемыми, они имеют безударное личное окончание (кроме 1-ого лица единственного числа) в отличие от всех других глаголов этой группы и спрягаются по 2-ому спряжению: дышать – дышу, дышишь, дышит; держать – держу, держишь, держит; слышать – слышу, слышишь, слышит.
В ХVIII–ХIХ вв. личные формы глагола дышать употреблялись с вариантным ударением на корне и на флексии. Н. М. Шанский, рассказывая о наконечном ударении, которое в старых текстах «встречается нередко и свойственно целому ряду подобных глаголов», а «ритмика стиха об этом буквально кричит», приводит упоминаемый Я. К. Гротом пример из стихотворения Г. Р. Державина «Фелица» (Шанский Н. М. Лингвистические детективы. – М., 2006. – С.451–452):
Или средь рощицы прекрасной
В беседке, где фонтан шумит,
При звоне арфы сладкогласной,
Где ветерок едва дышит…
См. иллюстрацию подобного произношения в стихотворных строках Н. А. Некрасова:
Мы пишем день и ночь: торопимся, спешим
Роман перевести; театр, литературу
За месяц обозреть, исправить корректуру –
Всё к первому числу … и еле мы дышим,
Оттиснув наконец и выдав книжку нашу…
Глагол дышать в ХVIII–ХIХ вв. и в словарях, и в текстах мог иметь разное написание в личных формах – и с буквой е, и с буквой и (дышешь и дышишь). Это объясняется тем, что наряду с глаголом дышать употреблялся глагол дыхать (ср. пахать, пылать). Личные формы от глагола дышать оформлялись по 2-ому спряжению (дышишь), а личные формы от глагола дыхать – по 1-ому спряжению (дышешь). В связи с выходом глагола дыхать из употребления утрачиваются и формы с окончанием -ешь, -ет и др. с буквой -е. Ср.: «В обычай вошло писать дышешь, дышут, тогда как следует писать дышишь, дышат. Форма дышешь тоже существует, но она принадлежит неупотребительному глаголу дыхать. Нет причины допускать в спряжение постороннюю форму». (Грот Я. К. Русское правописание. – СПб., 1885. – С. 30).
Особого рассмотрения требует глагол гнать, который причисляется к этой группе достаточно условно. В древнерусском языке было два глагола: гнать и гонити. Первый глагол спрягался по 1-ому спряжению. Личные формы от этого глагола были жену – женеши – женет. А. X. Востоков писал, отмечая употребление этих форм в церковных книгах. (См.: Слово «отжени»; https://multiurok.ru/blog/slovo-otzhieni.html ). Личные формы от глагола гонити были гонишь, гонит. Впоследствии утратился инфинитив гонити и утратились формы жену, женеши (возможно, в силу особого звукового оформления) и произошла контаминация инфинитива гнати и личных форм гонишь, гонит и др.
В энциклопедии «Русский язык» к глаголам-исключениям на -ать отнесён также глагол мяукать (в одной из двух его парадигм – мяучить, мяучит), однако толковые и орфографические словари последних лет указывают два инфинитива – мяукать и мяучить и соответственно две парадигмы – мяукаешь и мяучишь. Вряд ли целесообразно помещать его в исключения.
Впервые орфографическое правило правописания безударных личных окончаний глаголов дал акад. А. К. Грот: «Для правильного употребления на письме неударяемых личных окончаний настоящего (или будущего) времени нужно определить только те случаи, в которых следует писать ишь, ят или ат. Эти окончания пишутся:
1) Во всех глаголах, кончающихся в неопределённом наклонении [в инфинитиве] на ить: любишь, любят; правишь, правят; ходишь, ходят; клеишь, клеят; строишь, строят; покоишь, покоят (от глаголов любить, править, ходить, клеить, строить, покоить). Сюда надо отнести также настоящее время глагола гнать: гонишь, гонят, от которого древняя форма неопределённого наклонения гонити неупотребительна.
2) В глаголах, кончающихся на ть с предыдущею гласною ѣ, когда эта гласная в настоящем времени изъявительного наклонения исчезает: смотришь, смотрят; видишь, видят; терпишь, терпят; обидишь, обидят; зависишь, зависят (от глаголов смотрѣть, видѣть, терпѣть, обидѣть, зависѣть).
3) В глаголах, кончающихся на ать с предыдущею шипящею буквой, когда гласная в настоящем времени (кроме 3 лица множественного числа) исчезает: держишь, держат; слышишь, слышат (от глаголов держать, слышать). Все прочие глаголы, каково бы ни было их неопределённое наклонение, принимают в настоящем (будущем) времени окончание ешь (ют, ут)». (Грот Я. К. Русское правописание. – Изд. 12. – СПб., 1895. – С. 32).