Как отличить наречие от прилагательного
Отличить наречие от прилагательного или слова категории состояния можно, определив морфологические и синтаксические признаки этих частей речи.
В чем отличие наречия от прилагательного?
В русском языке имеются слова для обозначения предметов, которые называют именами существительными. Слова, которые обозначают признаки этих предметов, — это имена прилагательные, а для обозначения действий существуют глаголы.
Укажем специальные слова, которые обозначают признаки действий (прыгать высоко), признаки признаков (весьма привлекательный) и признаки предметов (поворот налево). Такая уникальная часть речи называется наречием. Наречие — это самостоятельная часть речи, которая возникла на базе слов других частей речи.
Наречия, которые образованы от качественных прилагательных с помощью суффикса -о, по грамматической форме очень напоминают краткие формы среднего рода прилагательных, а также слова категории состояния.
Как отличить наречие от прилагательного? Ведь слова этих самостоятельных частей речи обозначают признак. Разберемся в этом.
Прилагательное в краткой форме среднего рода
Имя прилагательное обозначает непосредственный признак предмета, выражая его качество.
Сегодня хмурое небо над городом . — Небо (каково?) хмуро .
Имя прилагательное в краткой форме единственного числа отвечает на вопросы:
каков? какова? каково? каковы?
Краткая форма прилагательного не имеет падежных форм, но изменяется по родам и числам:
- утро хмур о ;
- погода хмур а ;
- он хмурен ;
- люди хмур ы .
Прилагательное в полной и краткой форме имеет окончание.
В предложении прилагательное в краткой форме — это составное именное сказуемое.
Перейдем к наречию. Проанализируем его морфологические и синтаксические признаки и отыщем различия с омонимичной формой прилагательного.
Как отличить прилагательные от наречий с суффиксом -о
От качественного прилагательного образуем с помощью суффикса -о однокоренное наречие:
Наречие «хмуро» не изменяется. Конечная буква «о» является словообразовательным суффиксом. По сравнению с прилагательным наречие обозначает другой признак, а именно признак действия. В предложении слово этой части речи поясняет глагол и является обстоятельством.
Вывод:
1. прилагательное обозначает признак в связи с качеством, а наречие — признак действия, признак признака или предмета.
2. Прилагательное изменяется, а наречие — неизменяемая часть речи.
3. Краткая форма прилагательного — это сказуемое, а наречие — обстоятельство.
Отличие наречия от прилагательного в сравнительной степени
Наречия на -о и качественные прилагательные имеют омонимичные формы простой сравнительной степени. У слов обеих частей речи эти формы не изменяются. Различаем их по вопросу и синтаксической функции в предложении.
Понаблюдаем:
Небо (каково?) ниже над головой в пасмурную дождливую погоду.
По ступенькам он спустился (как?) ниже .
Форма сравнительной степени прилагательного является сказуемым, а форма наречия зависит от глагола и выступает в роли обстоятельства.
Как отличить наречие от слов категории состояния?
В контексте отличаем наречие от похожего слова категории состояния. Категория состояния тоже не изменяется. Эта часть речи обозначает, как станет понятно из её названия, состояние человека или окружающей среды. Категория состояния всегда выступает в роли сказуемого в безличном предложении.
Сравним:
Радуясь весеннему солнцу, птицы поют (как?) весело .
У меня весело на душе от неожиданной удачи.
Мать (как?) тихо поет малышу колыбельную.
В лесу под пологом деревьев тихо и сумрачно .
Источник
Наречие как часть речи
• дать понятие о наречии как о части речи;
• показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
• формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями; 2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.
Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.
Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».
I. Сообщение темы, цели урока.
1. Слово учителя:
– На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.
– Правильно, это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.
2. Словарная работа.
– Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.
– Запись на доске:
1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие).
2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).
II. Объяснение нового материала
1. «Будем знакомы!» Знакомство с понятием наречие.
– Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?
– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
2. Выступление мальчика в роли Наречия (или выразительное чтение текста с помощью слайда презентации).
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
3. Работа с иллюстрацией.
– Запишите однокоренные слова к слову наречие.
– Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?
4. Работа с учебником. Чтение теоретического материала.
– Что не рассказал о себе господин Наречие?
– Какие морфологические признаки есть у наречия?
III. Закрепление нового материала.
1. Предупредительный диктант.
Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.
1) Наречие – это (неизменяемая) часть речи.
2) Наречие никогда не (изменяется).
3) У наречия никогда не бывает (окончания).
4) В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).
2. Вопросы к наречию.
Задание. От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания.
Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
Бежать (как?) быстро, медленно.
Бежать (почему?) с перепугу, со страха.
3. Работа с вопросами к наречию.
– Ребята, вы заметили, что вопросы к наречию мы ставим от глагола? Запомните, на какие вопросы отвечает наречие. Чтобы лучше запомнить, повторите их несколько раз в следующем порядке:
где? куда? откуда? почему? зачем? и как?
Задание. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя как можно больше различных наречий.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Работа с текстом.
Задание. Если вы спишете текст, вставляя пропущенные буквы, то узнаете, как наречие поплатилось за свою жадность.
Д_вным-д_вно части речи р_шили нав_сти порядок в своих г_р_дах и пр_гл_сили на помощ_ мудрую в_лшебницу М_рфологию. Чтобы р_бята не путали их, М_рфология пр_дл_жила каждой части речи выбрать в_просы, которые более всего ей подход_т. Сущ_ствительное сразу выбрало самые к_роткие в_просы кто? и что? Прилагательное вежл_во п_пр_сило в_просы какой? и чей?, гл_гол – что делать? и что сделать? Каждая часть речи радос_но н_сла д_мой свои в_просы, кр_сиво п_сала их на св_ем д_мике, зн_комила с ними всех, кого встр_чала. Н_речие же поздно спохватилось и, запых_вшись, пр_бежало п_следним. Оно жадно переб_рало в_просы как?, когда?, где?, зачем? и другие и, как ни ст_ралось, не м_гло выбрать самый по_ходящий. Тогда М_рфология о_дала ему все в_просы, которые еще остались. Вот и расплач_вается теперь Н_речие за оп_здание и жадность.
2. Составляем словосочетания.
Задание. «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.
Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.
Петь – замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.
Работать – по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.
Ехать – рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем, медленно.
3. Вспоминаем пословицы.
Задание. Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия.
1) Авось не веревку вьет, но больно петлю закидает.
2) Баба с возу – кобыле легче.
3) Беда да нужда выходят наружу.
4) Без детей горе, а с детьми – вдвое.
5) Без хлеба и у воды худо жить.
6) Береги платье снову, а честь смолоду.
7) Берись дружно – не будет грузно.
8) Богатому и в пекле хорошо.
9) Бог высоко, а царь далеко.
10) Близко, да склизко; далеко, да легко.
11) Больному все горько.
12) Бойся коровы спереди, а лошади – сзади.
13) Болезнь да горе изведут скоро.
14) В болоте тихо, да жить там лихо.
15) В долг брать легко, да отдавать тяжело.
16) Везде хорошо, где нас нет.
17) Видишь мило, да идешь мимо.
18) Во всяком мудреце довольно простоты.
19) Во сне счастье, наяву ненастье.
20) Кошка с собакой дружно не живут.
4. Наречие иди предлог?
Задание. Определите, где в данных предложениях предлоги, а где наречия.
1. Вокруг стояла тишина. (Наречие)
2. Туристы расположились вокруг костра. (Предлог)
3. Не мешай слушать, после расскажешь. (Наречие)
4. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог)
V. Творческие задания.
1. Веселый рассказ.
Задание. Составьте небольшой юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия.