Меню

Закрепление материала по теме времена глагола



Урок русского языка по теме «Время глагола». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».

Задачи:

  • обучающая: систематизировать знания о временах глагола;
  • развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
  • воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).
  • коррекционно-развивающие: развивать память, внимание, речь.

Формируемые УУД.

  • Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
  • Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
  • Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием, карточки для самостоятельной работы

Ход урока

1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сели тихо, не шумите,
На меня все посмотрите.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу.
Удачи желаю всем вам. (Слайд 1)

2. Чистописание

А сейчас тетрадь открыли
И как надо положили.
Сядьте прямо, не кривитесь.
За работу все возьмитесь. (Слайд 2)

Начнем работу с чистописания
К нам буквы просятся уже.
В тетрадочках мы все пропишем
Соединенья с буквой «г». (Элементы соединения — гл)

3. Словарная работа

А теперь вспомним некоторые словарные слова.

Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишете с комментированием в тетради.

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета) (Слайд 3)

Инструмент в руках у нас,
В огороде — высший класс
Можем грядки им копать.
Подскажите, как назвать? (Лопата)

Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею… (Автомобиль)

Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)

Все ступеньки собрались,
Вверх под крышу поднялись. (Лестница)

— А теперь прочитайте первые буквы наших словарных слов, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол) (Слайд 4)

4. Повторение о глаголе

— А что же такое глагол?

— Как могут изменяться глаголы?

— Что такое неопределённая форма глагола?

— Какую роль глагол выполняет в предложении?

— Для чего нужны глаголы? Что будет, если убрать их из нашей речи? Что получится?

(Глагол – это одна из двух частей речи, без которой невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений.)

5. Беседа о времени

У меня для вас ещё одна загадка:

Оно и бежит,
Оно и лечит,
Оно и быстротечно,
Оно и бесконечно.

— О чем я говорю? (Это время) (Слайд 5)

— Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)

— Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.

Читайте также:  Определите вид и время глаголов в каждом тексте

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

— Знаете ли вы пословицы со словом время?

  • Делу время, потехе – час.
  • Время – не птица, за хвост не поймаешь.
  • Не время сидеть сложа руки.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • Время — как воробей: упустишь — не поймаешь.
  • Всему своё время.

— А как вы думаете, что может связывать два понятия ГЛАГОЛ и ВРЕМЯ? (Слайд 6)

(У глаголов есть время)

— Кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

— Какова тема урока? (Время глагола)

— Сегодня вспомним, какие времена бывают у глаголов. Но сначала…

6. Развитие речи

— Посмотрите на картинку. Какое время года на ней изображено? (Слайд 7)

— Какие приметы весны вы видите?

— Составьте предложения по картинке, используя глаголы.

— Я тоже составила несколько предложений. Давайте запишем их под диктовку.

Запись:

Наступили долгожданные весенние деньки. По земле бегут шумные ручейки. Скоро вернутся на родину перелётные птицы.

Найти и подчеркнуть основу предложения.

Определим время глаголов:

— Назовите глагол в первом предложении.

— На какой вопрос он отвечает?

— Какое действие по времени он обозначает?

На доске карточка: П.в. Что делал? Что делали?

— Назовите глагол во втором предложении.

— На какой вопрос он отвечает?

— Какое действие по времени он обозначает?

На доске: Н.в. Что делает? Что делают?

— Назовите глагол в третьем предложении.

— На какой вопрос он отвечает?

— Какое действие по времени он обозначает?

На доске: Б.в. Что сделает ? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать?

Вывод: Как же мы сможем определить время глагола? ( по вопросу и смыслу)

7. Работа по учебнику

Упр. 146 стр. 71.

— Откройте учебники и найдите упражнение № 146.

— О каком времени года говорится? Какие слова на это указывают?

— Прочитайте еще раз стихотворение и найдите в нем глаголы.

Самостоятельная работа

— Выпишем глаголы с комментированием и укажем их время.

8. Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

+ для глаз (Слайд 8)

9. Работа в парах

Игра «Глаголы заблудились»

— А теперь работаем в парах.

Прочитайте слова на синей стороне листочка-раздатки. Что это за часть речи?

Приключилась беда. Глаголы услышали музыку физминутки и высыпали на улицу, перепутались. Теперь они не могут найти свои домики.

Поможем глаголам. Расселите глаголы по своим домикам.

Играет, рисовал, напишет, смотрел, будет молчать, бежит, говорят, скажет, жевал

Проверка: (Слайд 9)

— Прочитайте, какие глаголы в какой домик вы заселили. Почему? (Приложение 1)

Игра «Четвёртый лишний». Домики

— Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. (Приложение 2)

— А теперь посмотрите на зеленую сторону наших листочков. Здесь в домиках есть лишние глаголы. Найдите их и переселите в нужный домик.

Проверка: (Слайд 10)

— Назовите лишний глагол в первом домике. Почему? В какой домик он переедет?

— Назовите лишний глагол во втором домике. Почему? В какой домик он переедет?

— Назовите лишний глагол в третьем домике. Почему? В какой домик он переедет?

  1. Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
  2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
  3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные будущего времени)

10. Самостоятельная работа

Каждый из вас получил листочек с текстом. Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время. (Приложение 3)

Текст:

Читайте также:  Предложения с модальными глаголами и weil

Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из — под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.

Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.

Проверка: (Слайд 11)

— Давайте послушаем, какие у вас получились тексты. А правильно ли вы указали время глагола, я проверю сама.

11. Рефлексия

Урок приблизился к концу,
Я у вас спросить хочу:
— Над какой темой мы работали?

— В форме какого времени бывают глаголы?

— Как определить время глагола? (По вопросу.)

— Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени, на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)

— Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

— Какое действие обозначают глаголы в будущем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)

В корзиночках вы найдете смайлики. Они помогут вам оценить свою работу на уроке.

  • Кому все удалось и все было понятно – весёлый.
  • У кого остались вопросы, были ошибки – равнодушный.
  • Кому так и не понятно как определять время глагола, допустили много ошибок — грустный.

Источник

«Закрепление изученного материала о глаголе. Время глагола.»

Дети называют название стихотворения и его автора. В.Жуковский «Жаворонок»

(чтение стихотворения детьми)

Учащиеся анализируют д/з.

перечисляют глаголы. Указывают время.

Чтение стихотворения без глаголов. Высказывание детей.

Вывод: без глаголов стихотворение не понятно. Глаголы нужны, чтобы понять смысл стихотворения.

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1449259654.ppt (презентация к уроку)

Визитная карточка открытого урока

Анисимова Наталья Викторовна учитель 1 категории ГБОУСОШ №160 с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Предмет: русский язык.

Класс: 3 класс (общеобразовательный)

Литература, использованная на уроке :

Петерсон Л.Г., Железникова О.А., Климанова Л.Ф. и др. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы.

Климанова JI . Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 3 класс в 2 частях. Ч. 2 Москва, Просвещение 2012год.

Климанова JI . Ф., Бабушкина Т. В. Уроки русского языка 3 класс. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2012

Практический курс по русскому языку. Справочник школьника. Сост. Е.Н. Синицына. М., ACT, 1998

5) Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-4 классы. М., Вентана-Граф, 2004

6) Л.Ю. Комиссарова Дидактический материал(упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс Москва «БАЛАСС» 2010год.

Тема урока: « Время глагола. Обобщение.»

Предмет : русский язык

Тип урока : урок закрепления изученного материала.

Дидактическая цель урока : систематизировать знания учащихся о глаголе; организовать подготовку учащихся к написанию разноуровневой диагностической работы по изученному материалу.

1.Обобщить знания о глаголе как части речи и его морфологических признаках.

2.Закреплять умение выделять глаголы среди других частей речи.

3.Различать глаголы единственного и множественного числа.

4.Уметь определять время глагола.

4.Закреплять правописание слов с изученными орфограммами.

5.Ракреплять умения грамотно строить предложения.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять выбор степени сложности задания; формировать умение выполнять самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.

Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные: ; формировать самооценку; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности: осознавать себя как гражданина страны, развивать любовь к русскому языку.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя : методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Фомы организации учебной деятельности : фронтальная, парная, индивидуальная.

Логика развития урока:

Актуализация знаний учащихся.

Организация выполнения диагностических заданий базового уровня с последующей самопроверкой и самооценкой.

Постановка учебной задачи.

Решение поставленной учебной задачи:

организация выполнения разноуровневых тренировочных заданий:

Анализ глаголов в стихотворном тексте, постановка вопросов к глаголам. Применение знаний о написании глаголов в процессе анализа и редактирования предложений.

Восстановление деформированных предложений, повторение изученных орфограмм. Восстановление текста.

организация самоконтроля и взаимоконтроля выполнения заданий

Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

Способы реализации поставленной цели урока:

1) Учебный диалог.

2) Самостоятельная работа учащихся , выполнение разноуровневых заданий.

3) Работа фронтальная, в парах, индивидуальная.

Оборудование для учителя:

1 . Компьютер с презентацией для урока,

2.Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал(упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс Москва «БАЛАСС» 2010год,

3. Школьная доска,

4. Учебник (Климанова JI . Ф., Бабушкина Т. В. « Русский язык. 3 класс» в 2 частях. Ч. 2 Москва, Просвещение 2012год.

5. Рабочая тетрадь (Климанова JI . Ф., Бабушкина Т. В , в 2 частях. Ч. 2 Москва, Просвещение 2012год.),

6. Раздаточный материал для детей, напечатанный учителем.

Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь для записей, рабочая тетрадь к учебнику, ручки, карандаши, линейка.

Название этапа урока

Содержание деятельности учителя

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
И все правильно писать.
Улыбнитесь все гостям
И садитесь по местам.

Настраивание детей на работу. Создание положительного эмоционального настроя. Проверка готовности рабочего места.

(Оформление работы в тетрадях.

Дети пишут в тетрадях число, классная работа)

Проверка домашнего задания

Организация фронтальной работы

-Наш урок начинается с проверки домашнего задания. Давайте, вспомним, с каким замечательным стихотворение вы познакомились дома. Как его название?

Давайте вспомним это стихотворение.

— Какие глаголы встретились в этом стихотворении? ( зардел, запел, поет, пришла, пою). — Почему вы решили, что эти слова являются глаголами?(задали вопрос к слову) -Что вы определили у глагола?(Время) — Назовите глаголы и их время. Зардел (пр.в),запел(пр.вр.),пришла(пр.в),поет(наст.в.). пою(наст.в). — Каким членом предложения является глагол?(сказуемым) А теперь давайте попробуем прочитать стихотворение без глаголов. Удастся ли нам понять, о чем говориться в этом стихотворении? Как вы думаете, для чего нам нужны глаголы в стихотворении? (чтобы понять смысл стихотворения) —

II. Введение в тему Наш урок начинается со словарной работы. — Отгадайте слово и запишите его в столбик. (Работа с загадками)

Дети отгадывают слова и записывают их в столбик. Ставят ударение.

Подчеркивают безударную гласную

Определите тему урока, прочитав первые буквы слов. «Глагол»

– Что мы знаем о глаголе? Давайте повторим по цепочке.

а) Глагол-это самостоятельная часть речи.

б) Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

в)Глаголы изменяются по лицам, числам, временам, а в прошедшем времени по родам.

г)В предложении глаголы являются сказуемыми.

— Как вы, думаете, какова наша цель на уроке? Что мы будем повторять?

-Сегодня на уроке мы повторим все наши знания о глаголе, но подробнее остановимся на времени глагола.

-Давайте вспомним, сколько у глаголов времен?( 3) (Настоящее, прошедшее, будущее) .Напомните мне, что обозначают глаголы настоящего времени?(действия, которые происходят в настоящее время) На какие вопросы они отвечают?

1.ЧТО ДЕЛАЮ? пишу

2.ЧТО ДЕЛАЕШЬ? пишешь
3.ЧТО ДЕЛАЕМ? пишем

4.ЧТО ДЕЛАЕТЕ? пишете

5.ЧТО ДЕЛАЮТ? пишут

-Напомните мне , что обозначают глаголы прошедшего времени?(Действия, которые уже произошли или происходили в прошлом)

-Назовите вопросы прошедшего времени?

а) ЧТО ДЕЛАЛ? писал

б) ЧТО ДЕЛАЛА? писала
в) ЧТО ДЕЛАЛО? писало
г) ЧТО ДЕЛАЛИ? писали

-Как еще можно определить, что этот глагол стоит в прошедшем времени?

(по суффиксу Л) рисовал, рассказал, объехал.

-Вспомните, что называют глаголы будущего времени?(Действия, которые только будут происходить)

-На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

а) ЧТО СДЕЛАЮ? скажу
б) ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? помогу

— Давайте проверим (слайд 6)

-Как еще изменяются глаголы?

Определяют учебно-познавательный мотив.

Учащиеся сравнивают полученные результаты с правилом, контролируют правильность выполнения задания.

Источник