Меню

заменить в тексте существительные на местоимения



Местоимения-существительные

Местоимения-существительные «я», «он», «себя», «кто», «что», «некто», «никто» и пр. объ­еди­ня­ют сло­ва, ука­зы­ва­ю­щие на лицо или пред­мет, но кон­крет­но не назы­ва­ю­щие их.

Местоимение как часть речи обла­да­ет осо­бен­но­стью не толь­ко ука­зы­вать на пред­мет, при­знак или коли­че­ство чего-либо, но и заме­щать сло­ва дру­гих частей речи. В свя­зи с этой уни­каль­ной спо­соб­но­стью заме­щать имя суще­стви­тель­ное, имя при­ла­га­тель­ное и чис­ли­тель­ное место­име­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие груп­пы:

Что такое местоимения-существительные?

Ряд слов этой само­сто­я­тель­ной части речи ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет и отве­ча­ют на вопро­сы: кто? что? Эти сло­ва соот­но­сят­ся с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, заме­ща­ют их в тек­сте, поэто­му назо­вем их местоимениями-существительными.

Понаблюдаем:

Отец с вече­ра при­го­то­вил лыжи и рюк­зак. Рано утром он встал и пошел в тай­гу по све­жей поро­ше.

По ули­це сну­ют люди . Никто из них не видит, как из окна вни­ма­тель­но наблю­да­ют за их дви­же­ни­ем.

На тем­ном небе вспых­ну­ла яркая полос­ка и погас­ла. Что это было, мы так и не узна­ли.

Разряды местоимений-существительных

Местоимения-существительные объ­еди­ня­ют сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным раз­ря­дам место­име­ний:

Морфологические признаки местоимений-существительных

Личные местоимения

У лич­ных место­име­ний, ука­зы­ва­ю­щих на лицо или пред­мет, име­ет­ся посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — кате­го­рия лица:

  • 1 лицоя, мы;
  • 2 лицоты, вы;
  • 3 лицоон, она, оно.

Местоимения «я», «ты», с одной сто­ро­ны, и «мы», «вы», с дру­гой, не соот­но­сят­ся друг с дру­гом в чис­ле. Категория чис­ла явля­ет­ся их посто­ян­ным при­зна­ком. Личные место­име­ния 3 лица име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию рода и чис­ла:

  • он — место­име­ние муж­ско­го рода;
  • она — место­име­ние жен­ско­го рода;
  • оно— место­име­ние сред­не­го рода;
  • они — место­име­ния мно­же­ствен­но­го чис­ла.

При скло­не­нии лич­ных место­име­ний обра­зу­ют­ся суп­пле­тив­ные фор­мы:

В падеж­ных фор­мах с пред­ло­гом у место­име­ний 3 лица появ­ля­ет­ся началь­ное «н»:

  • он — у него, сквозь него, перед ним;
  • она — к ней, напро­тив неё, с ней.
  • они — меж­ду ними, над ними, на них.

Таблица «Склонение лич­ных место­име­ний»

Единственное чис­ло Множественное чис­ло
И.п. я ты он, оно она мы вы они
Р.п. меня тебя его её нас вас их
Д.п. мне тебе ему ей нам вам им
В.п. меня тебя его её нас вас их
Т.п. мной
(мною)
тобой
(тобою)
им ею нами вами ими
П.п. обо мне о тебе о нём о ней о нас о вас о них

Возвратное местоимение «себя»

Местоимение-существительное «себя» ука­зы­ва­ет, что дей­ствие, выпол­ня­е­мое субъ­ек­том, пере­хо­дит на него.

Оно не име­ет лица, чис­ла, рода и началь­ной фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа.

  • и. п. —
  • р. п. доба­вить (от кого?) от себя
  • д. п. поло­жить (кому?) себе
  • в. п. радо­вать (кого?) себя
  • т. п. гор­дит­ся (кем?) собой
  • п. п. изве­стить (о ком?) о себе

Вопросительные и относительные местоимения

Вопросительные место­име­ния «кто?», «что?» помо­га­ют создать вопрос о лице или пред­ме­те.

Относительные место­име­ния «кто», «что» слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­ных.

Я не знаю, кто там сту­чит­ся в дверь.

Сообщите мне, что вы пред­по­чи­та­е­те на зав­трак.

Эти местоимения-существительные не име­ют грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий рода и чис­ла.

Таблица скло­не­ния отно­си­тель­ных и вопро­си­тель­ных местоимений-существительных:

Падежи Относительные Вопросительные
И. п. кто, что кто? что?
Р. п. кого, чего кого? чего?
Д. п. кому, чему кому? чему?
В. п. кого, что кого? что?
Т. п. кем, чем кем? чем?
П. п. о ком, о чем о ком? о чем?

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го» ука­зы­ва­ют на отсут­ствие лица или пред­ме­та. Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных место­име­ний путем при­бав­ле­ния отри­ца­тель­ных частиц, став­ших при­став­кой: не- — под уда­ре­ни­ем, ни- — без уда­ре­ния.

Склоняются эти местоимения-существительные, как одно­ко­рен­ные вопро­си­тель­ные место­име­ния.

Местоимения «неко­го» «нече­го» име­ют пара­диг­му скло­не­ния без началь­ной фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа.

Таблица скло­не­ния отри­ца­тель­ных местоимений-существительных:

Падежи Отрицательные местоимения-существительные
И. п. никто, ничто
Р. п. нико­го, ниче­го, не́кого, не́чего
Д. п. нико­му, ниче­му, не́кому, не́чему
В. п. нико­го, ничто, не́кого, не́чего
Т. п. никем, ничем, не́кем, не́чем
П. п. ни о ком, ни о чём, не́ о ком, не́ о чем

Неопределённые местоимения

Местоимения «некто», «нечто», «кое-то», «кое-что», «кто-то», «что-то»,»кто-либо», «что-либо», «кто-нибудь», «что-нибудь» ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные, незна­ко­мые лица и пред­ме­ты.

Их лек­си­че­ское зна­че­ние неопре­де­лен­но­сти в тек­сте оста­ет­ся нерас­кры­тым. Местоимение «некто» при назва­нии лица может вно­сить отте­нок без­раз­ли­чия, и даже пре­не­бре­же­ния (некто Петров).

Местоимения «некто» и «нечто» не скло­ня­ют­ся. «Некто» име­ет толь­ко фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, а «нечто» упо­треб­ля­ет­ся в фор­мах име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа.

Остальные место­име­ния, про­из­вод­ные от соот­вет­ству­ю­щих вопро­си­тель­ных с помо­щью частиц кое-, -то, -либо, -нибудь, скло­ня­ют­ся, как место­име­ния «кто» и «что». В неко­то­рых падеж­ных фор­мах меж­ду части­цей кое- и сло­вом появ­ля­ют­ся пред­ло­ги:

  • кое-кто — кое у кого, кое с кем;
  • кое-что — кое от чего, кое с чем.

Таблица скло­не­ния неопре­де­лен­ных местоимений-существительных:

Падежи Неопределенные местоимения-существительные
И. п. кое-кто, кто-либо, кое-что, что-то
Р. п. кое у кого, кого-либо, кое-чего, чего-то
Д. п. кое-кому, кому-либо, кое-чему, чему-то
В. п. кое-кого, кого-либо, кое-что, что-то
Т. п. кое с кем, кем-либо, кое с чем, чем-то
П. п. кое о ком, о ком-ибо, кое о чём, о чём-то

Синтаксическая роль местоимений-существительных

Замещая суще­стви­тель­ное, место­име­ния этой груп­пы выпол­ня­ют такую же син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии. Местоимения-существительные чаще все­го быва­ют глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щим, и допол­не­ни­ем.

Примеры

Кто-то из дру­зей под­ска­зал мне , как ехать даль­ше.

Со мной про­ис­хо­ди­ло что-то , чего я не пони­мал .

Скажите, к кому мне обра­тить­ся за разъ­яс­не­ни­я­ми?

Кто уме­ет дер­жать язык за зуба­ми?

Источник

Проверочная работа по русскому языку по теме «Местоимение» (2 класс)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Проверочная работа « Местоимение»

Ф.И. _________________________________________________________________________ 2 класс

1. Вставь пропущенные слова.

Местоимение – это ____________________________________________________________.

Местоимения – это слова, которые __________________________________

предметы, а только ____________________________________________ на них.

2. Перечисли все местоимения, которые знаешь:

3. Вставь в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Я читаю . _________ читаем.

_________ читаешь . _________ читаете.

_________ читает . _________ читают.

Выбери любое предложение и распространи его

4. Замени существительное местоимением. Запиши

в скобках это местоимение.

Облако ( _________ ), платок ( _________ ), картина ( _________ ),

иней ( _________ ), ребята ( _________ ), посуда ( _________ ).

5. Какой вопрос можно поставить

к тексту – рассуждению? _____________________________________

Проверочная работа « Местоимение»

Ф.И. _________________________________________________________________________ 2 класс

1. Вставь пропущенные слова.

Местоимение – это ____________________________________________________________.

Местоимения – это слова, которые __________________________________

предметы, а только ____________________________________________ на них.

2. Перечисли все местоимения, которые знаешь:

3. Вставь в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Я читаю . _________ читаем.

_________ читаешь . _________ читаете.

_________ читает . _________ читают.

Выбери любое предложение и распространи его

4. Замени существительное местоимением. Запиши

в скобках это местоимение.

Облако ( _________ ), платок ( _________ ), картина ( _________ ),

иней ( _________ ), ребята ( _________ ), посуда ( _________ ).

5. Какой вопрос можно поставить

к тексту – рассуждению? _____________________________________

6. Спиши, заменяя, где нужно, повторяющиеся

имена существительные местоимениями.

1.Вечером мама поздно пришла с работы. Мама очень устала.

2. Папа работает машинистом поезда. Папа любит свою работу.

7. Спиши, заменяя в тексте повторяющиеся имена существительные.

Катя шла по лесу. Вдруг Катя заметила дятла. Дятел уселся на стволе сосны. Дятел стал долбить дерево.

6. Спиши, заменяя, где нужно, повторяющиеся

имена существительные местоимениями.

1.Вечером мама поздно пришла с работы. Мама очень устала.

2. Папа работает машинистом поезда. Папа любит свою работу.

7. Спиши, заменяя в тексте повторяющиеся имена существительные.

Катя шла по лесу. Вдруг Катя заметила дятла. Дятел уселся на стволе сосны. Дятел стал долбить дерево.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Номер материала: ДБ-558650

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  существительное от слова cheer