Меню

замените словосочетания существительного с прилагательным словосочетаниями



§ 26. Словосочетание —

128. Обозначьте смысловые связи между глаголами и зависимым словами словосочетания.


129. Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, Это вызывает у нас улыбку. Найдите этот эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стиха , обозначая графически главное и зависимое слово.

Мама сказала Нине:
— Нина, Купи в магазине
фунт мяса, бутылку кваса,
сах а рный (слов.) п е сок (слов.),
спич е чный (суффикс — еч-) к о робок (к о роб),
масло и компот.
Деньги — вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассу,
наконец очередь Нинки
Нина твердит без запинки:
— Дайте фунт класса,
бутылку мясо,
спичечный песок,
сахарный коробок,
масло и компот.
Деньги — вот.

Смешные словосочетания? Фунт класса, бутылку мясо, спичечный песок, сахарный коробок.

130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком Главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?


131. Из данных ниже слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.


132 Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.

Слова: урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный.
Существительное: начало, урока, книга, знания, класс, товарищи, музей, беседа, посещение.
Прилагательные: интересное, компьютерный, музейный
Глаголы: читаем, стремиться, беседовать, посетить, посещать, читал.
Наречия: изредка.


133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово., Укажите, Какой частью речи оно является. Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Слова с проверяемыми безударными гласными в корне: г о стей, обр а щайся, прибл и жается.

Собрание класса состоится в следующую среду в 6:00 вечера. Городские жители дружно вышли на Весенний субботник.

Нужно стереть всё с доски. Учитель хотел вызывать меня к доске. Ученик долго стоял у доски, но так и не решил задачу. Васе нужно подойти к доске, чтобы ответить на вопросы учителя. Ваня, помоги мне повесить на доску карту. Сегодня мы списывали с доски новые словарные слова. Нужно разделить доску на две части, когда решают задачи два ученика. Пожалуйста, внимательно смотрите на доску. Маша решила уровнение и отошла от доски.


136. Прочитайте текст. Найдите два предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний » существительное + существительное «.

Основная мысль текста: нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.


137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов ( подлежащего и сказуемого ), а в какой данны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.

В левой колонке приводятся сочетания главных членов ( подлежащего и сказуемого ), а в правый данны словосочетания.


138. Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинение. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе.

Темы сочинения — описание происшествия на птичьем дворе. Его можно озаглавить » Случай на птичьем дворе «. На птичьем дворе паслись куры. Внезапно прилетел страшный коршун, который сильно напугал кур. Они сгрупировались в кучу. Добрая птичница смотрит волновало в небо, но в друг её муж берёт в руки ружье. Прозвучал громкий выстрел в воздухе. Коршун улетел, беда миновала.

Источник

1)Замените словосочетание существительное существительное словосочетаниями прилагательное существительное. запишите их. составьте предложения с любыми
двумя словосочетаниями.Лучи солнца, опушка леса, жители города, собрание класса, библиотека школы.2) произведите обратную замену.Лесные обитатели, сельский житель, водяная струя, книжная обложка.,плиз срочно!

Ответ: Стремился.

Объяснение: Звучит стилистически нейтрально.

У меня есть подруга Лера.Мы вместе учимся в школе.Однажды,когда был дождь,я пригласила ее к себе домой.Дома мы переждали дождь.А на следующий день я забыла сделать д/з и Лера мне помогла его сделать в классе.

Мой брат не мог убрать все игрушки в комнате.Вместе мы быстро их сложили.Через какое-то время брат помог убраться в моей комнате.

Сущ. Тройка, дюжина,восьмерка,пятерка, пяток, пятерня, трешница, четверть, восьмерик, семерка, восьмерка, десяток, сотня, единица.

Прил. Одинаковый, одинокий, столетний, двойной, двоякий , тройной, шестизначный, сотенный,

Наречия. Дважды, по двое, трижды, сколько, четырежды, несколько.

Числительные количественные. Один, двое, семеро, одна ( сотня), восемьсот, восьмеро, шесть, оба, миллион, двоими, три четверти.

Числительные порядковые. Первый,шестой, пятый, в четвертом, десятый, четверых.

Источник

замените словосочетания существительного с прилагательным словосочетаниями существительного с существительным. медвежья берлога, заячья шубка, оленьи

рога, волчий вой, верблюжий горб. Укажите падеж второго сущ. в каждом словосоч.

Берлога медведя, шубка зайца, рога оленя, вой волка, горб верблюда.
Родительный падеж (кого?) у каждого второго существительного.

Другие вопросы из категории

Нужно разобрать предложение под цифрой 5 то есть пунктуационный разбор предложения:
Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает до конца.
Пожалуйста помогите. 5 класс

Двойной, двоевластие, двухсотлетний, двуспальный, вдвойне,двухгодичный, надвое, вдвоем, двойнята, двоеглавый, двоечник, двухсменный, двусмысленность, двоечка, двухлитровка

Читайте также

существительных с прилагательными.1.Перед контрольной работой дежурный раздал тетради.2.Дежурный ученик принес географическую карту.3.В шкафу стоит столовая посуда.4.Школьная столовая открыта до конца занятий.5.мороженое мясо дольше хранится.6.Сливочноемороженое изготавливают на заводе.

Б) в суффиксах имён существительных ,имён прилагательных и наречий ( кроме ещё) после шипящих под ударением пишется буква о
За раннее спасибо

Например: солёный-соль,солил-солить.
Красный,жаркий,зелёный.
подбери к существительным однокоренные прилагательные.
Например:темнота-тёмный.
Холодильник,желток.

железо, камень, чай, луна, лето, вечер, весна, гора, юг, литература.

Посторайся подобрать к записанным именам прилагательным имена существительные.

грамматические значения выражаются омонимичными окончаниями существительных и прилагательных ?
НАДО СЕГОДНЯ А ТО УЧИЛКА УБЬЁТ ПЛИИИИИИЗ!!

Источник

Подготовка к ГИА «Замена словосочетания синонимичным»

Замена словосочетания синонимичным (подготовка к заданию 7)

Рассмотрим варианты формулировки этого задания.

Вариант 1
Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Вариант 2
Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Для тренировки предлагаю выполнить некоторые УПРАЖНЕНИЯ.

Предварительно рекомендую повторить ТЕОРИЮ по данной теме.

Ну а эти СОВЕТЫ помогут вам избежать ошибок при выполнении упражнений:

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием , при согласовании — прилагательным , при управлении — существительным .

4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.

Если необходимо преобразовать примыкание в управление , значит, наречие заменяем синонимичным существительным , можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО — ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ ).

Если нужно преобразовать согласование в управление , то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ — ЧЕРТОЙ БАБУШКИ ).

5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным ( БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении — ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ ).

А теперь попробуйте сами!

Упражнения по теме «Синонимия словосочетаний»

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель —
5. плюшевый медвежонок —
6. приморский парк —
7. клетчатый шарф –

без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол —
5. конское ржание —

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза —
4. голубоглазая девочка —
5. островерхие ели —

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору —
4. человек без совести —
5. вопрос по литературе —
6. гостиница при вокзале —
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью —
14.ружьё с двумя стволами —
15.парень с рыжими волосами —
16.особняк в три этажа —
17.девушка двадцати лет —

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил —
7. бесшумно едет —
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ

1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием —
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука —
9. поступил без жалости –

Ответы на задания по теме «Способы связи слов в словосочетании»

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. школьный портфель — портфель для школы
5. плюшевый медвежонок — медвежонок из плюша
6. приморский парк — парк при море
7. клетчатый шарф – шарф в клетку
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол — стол учителя
5. конское ржание — ржание коня
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – здание в два этажа
2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет
3. белоствольная берёза — берёза с белым стволом
4. голубоглазая девочка — девочка с голубыми глазами
5. островерхие ели — ели с острым верхом

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору — горная тропинка
4. человек без совести — бессовестный человек
5. вопрос по литературе — литературный вопрос
6. гостиница при вокзале — привокзальная гостиница
7. костюм в полоску – полосатый костюм
8. кусты сирени – сиреневые кусты
9. совет отца – отцовский совет
10. ком снега – снежный ком
11. судьба матери – материнская судьба
12.занятия музыкой – музыкальные занятия
13.собака с гладкой шерстью — гладкошёрстная собака
14.ружьё с двумя стволами — двуствольное ружьё
15.парень с рыжими волосами — рыжеволосый парень
16.особняк в три этажа — трёхэтажный особняк
17.девушка двадцати лет — двадцатилетняя девушка

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
6. беззаботно жил — жил без забот
7. бесшумно едет — едет без шума
8. бесстрашно бросился – бросился без страха
9. бездушно пел – пел без души

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием — спокойно уезжал
6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8. плакал без звука — беззвучно плакал
9. поступил без жалости — безжалостно поступил

Задание 5. Замените данные словосочетания синонимичными:

Согласование на управление:
Норковая шуба, львиная грива, манная каша, голубиное гнездо, телефонный звонок.

Примыкание на управление:
Восторженно приветствовать, слушать внимательно, говорить улыбаясь, охотно читать, поехать отдыхать.

Согласование на примыкание:
Откровенный разговор, необдуманный поступок, пустые хлопоты, глубокая грусть, восточная пышность.

Задание 6. Замените данные глагольные словосочетания именными, образуя от глаголов существительные; подчеркните именные словосочетания, в которых изменился падеж зависимого (управляемого) слова.
Образец: Прощаться с товарищами — прощание с товарищами .
Презирать трусов; бороться за мир; восхищаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; любить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля; сортировать семена; хранить документы.

Задание 7. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению.
Образец. Сестрин платок — платок сестры .
Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёх­трубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож.

Тест по теме «Синонимия словосочетаний»

1. Замените словосочетание ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

2. Из списка слов (документ, на улице, навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ , чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание КРАСОТА ДУШИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание ОТЦОВ ДОМ , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

5. Замените словосочетание БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание ВОЗМОЖНОСТЬ СЧАСТЬЯ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание ПОДРОБНОСТЬ ПЛАНА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание ХВОСТ РЫБЫ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Из списка слов (громко, у дома, у них) подберите зависимое слово к слову ГОВОРЯТ , чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

11. Замените словосочетание СЕСТРА ВАСИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

12. Замените словосочетание КУСТ СИРЕНИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

13. Замените словосочетание ЗВЁЗДНОЕ НЕБО , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

14. Замените словосочетание АБРИКОСОВЫЙ ДЖЕМ , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

15. Замените словосочетание КОМПОТ ИЗ ВИШНИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

16. Замените словосочетание МЕДНАЯ ПРОВОЛОКА , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

17. Замените словосочетание ТЕАТР ГОРОДА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

18. Из списка слов (не спеша, книгу, в ней) подберите зависимое слово к слову ЧИТАТЬ , чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

19. Замените словосочетание СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

20. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ , построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Синонимия словосочетаний (ответы)

1. — Сургучная печать
2. — Потерял навсегда
3. — Душевная красота
4. — Дом отца
5. — Грамота из бересты
6. — Возможное счастье
7. — Подробный план
8. — Рыбий хвост
9. — Бассейн для плавания
10. — Громко говорят
11. — Васина сестра
12. — Сиреневый куст
13. — Небо в звездах
14. — Джем из абрикосов
15. — Вишневый компот
16. — Проволока из меди
17. — Городской театр
18. — Читать не спеша
19. — Луч солнца
20. — Поморщился с досадой

Источник

Читайте также:  род имен существительных знамя

Замените словосочетания существительного с прилагательным словосочетаниями



§ 26. Словосочетание —

128. Обозначьте смысловые связи между глаголами и зависимым словами словосочетания.


129. Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, Это вызывает у нас улыбку. Найдите этот эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стиха , обозначая графически главное и зависимое слово.

Мама сказала Нине:
— Нина, Купи в магазине
фунт мяса, бутылку кваса,
сах а рный (слов.) п е сок (слов.),
спич е чный (суффикс — еч-) к о робок (к о роб),
масло и компот.
Деньги — вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассу,
наконец очередь Нинки
Нина твердит без запинки:
— Дайте фунт класса,
бутылку мясо,
спичечный песок,
сахарный коробок,
масло и компот.
Деньги — вот.

Смешные словосочетания? Фунт класса, бутылку мясо, спичечный песок, сахарный коробок.

130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком Главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?


131. Из данных ниже слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.


132 Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.

Слова: урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный.
Существительное: начало, урока, книга, знания, класс, товарищи, музей, беседа, посещение.
Прилагательные: интересное, компьютерный, музейный
Глаголы: читаем, стремиться, беседовать, посетить, посещать, читал.
Наречия: изредка.


133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово., Укажите, Какой частью речи оно является. Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Слова с проверяемыми безударными гласными в корне: г о стей, обр а щайся, прибл и жается.

Собрание класса состоится в следующую среду в 6:00 вечера. Городские жители дружно вышли на Весенний субботник.

Нужно стереть всё с доски. Учитель хотел вызывать меня к доске. Ученик долго стоял у доски, но так и не решил задачу. Васе нужно подойти к доске, чтобы ответить на вопросы учителя. Ваня, помоги мне повесить на доску карту. Сегодня мы списывали с доски новые словарные слова. Нужно разделить доску на две части, когда решают задачи два ученика. Пожалуйста, внимательно смотрите на доску. Маша решила уровнение и отошла от доски.


136. Прочитайте текст. Найдите два предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний » существительное + существительное «.

Основная мысль текста: нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.


137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов ( подлежащего и сказуемого ), а в какой данны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.

В левой колонке приводятся сочетания главных членов ( подлежащего и сказуемого ), а в правый данны словосочетания.


138. Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинение. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе.

Темы сочинения — описание происшествия на птичьем дворе. Его можно озаглавить » Случай на птичьем дворе «. На птичьем дворе паслись куры. Внезапно прилетел страшный коршун, который сильно напугал кур. Они сгрупировались в кучу. Добрая птичница смотрит волновало в небо, но в друг её муж берёт в руки ружье. Прозвучал громкий выстрел в воздухе. Коршун улетел, беда миновала.

Источник

1)Замените словосочетание существительное существительное словосочетаниями прилагательное существительное. запишите их. составьте предложения с любыми
двумя словосочетаниями.Лучи солнца, опушка леса, жители города, собрание класса, библиотека школы.2) произведите обратную замену.Лесные обитатели, сельский житель, водяная струя, книжная обложка.,плиз срочно!

Ответ: Стремился.

Объяснение: Звучит стилистически нейтрально.

У меня есть подруга Лера.Мы вместе учимся в школе.Однажды,когда был дождь,я пригласила ее к себе домой.Дома мы переждали дождь.А на следующий день я забыла сделать д/з и Лера мне помогла его сделать в классе.

Мой брат не мог убрать все игрушки в комнате.Вместе мы быстро их сложили.Через какое-то время брат помог убраться в моей комнате.

Сущ. Тройка, дюжина,восьмерка,пятерка, пяток, пятерня, трешница, четверть, восьмерик, семерка, восьмерка, десяток, сотня, единица.

Прил. Одинаковый, одинокий, столетний, двойной, двоякий , тройной, шестизначный, сотенный,

Наречия. Дважды, по двое, трижды, сколько, четырежды, несколько.

Числительные количественные. Один, двое, семеро, одна ( сотня), восемьсот, восьмеро, шесть, оба, миллион, двоими, три четверти.

Числительные порядковые. Первый,шестой, пятый, в четвертом, десятый, четверых.

Источник

Подготовка к ГИА «Замена словосочетания синонимичным»

Замена словосочетания синонимичным (подготовка к заданию 7)

Рассмотрим варианты формулировки этого задания.

Вариант 1
Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Вариант 2
Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Для тренировки предлагаю выполнить некоторые УПРАЖНЕНИЯ.

Предварительно рекомендую повторить ТЕОРИЮ по данной теме.

Ну а эти СОВЕТЫ помогут вам избежать ошибок при выполнении упражнений:

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием , при согласовании — прилагательным , при управлении — существительным .

4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.

Если необходимо преобразовать примыкание в управление , значит, наречие заменяем синонимичным существительным , можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО — ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ ).

Если нужно преобразовать согласование в управление , то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ — ЧЕРТОЙ БАБУШКИ ).

5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным ( БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении — ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ ).

А теперь попробуйте сами!

Упражнения по теме «Синонимия словосочетаний»

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель —
5. плюшевый медвежонок —
6. приморский парк —
7. клетчатый шарф –

без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол —
5. конское ржание —

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза —
4. голубоглазая девочка —
5. островерхие ели —

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору —
4. человек без совести —
5. вопрос по литературе —
6. гостиница при вокзале —
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью —
14.ружьё с двумя стволами —
15.парень с рыжими волосами —
16.особняк в три этажа —
17.девушка двадцати лет —

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил —
7. бесшумно едет —
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ

1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием —
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука —
9. поступил без жалости –

Ответы на задания по теме «Способы связи слов в словосочетании»

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. школьный портфель — портфель для школы
5. плюшевый медвежонок — медвежонок из плюша
6. приморский парк — парк при море
7. клетчатый шарф – шарф в клетку
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол — стол учителя
5. конское ржание — ржание коня
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – здание в два этажа
2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет
3. белоствольная берёза — берёза с белым стволом
4. голубоглазая девочка — девочка с голубыми глазами
5. островерхие ели — ели с острым верхом

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору — горная тропинка
4. человек без совести — бессовестный человек
5. вопрос по литературе — литературный вопрос
6. гостиница при вокзале — привокзальная гостиница
7. костюм в полоску – полосатый костюм
8. кусты сирени – сиреневые кусты
9. совет отца – отцовский совет
10. ком снега – снежный ком
11. судьба матери – материнская судьба
12.занятия музыкой – музыкальные занятия
13.собака с гладкой шерстью — гладкошёрстная собака
14.ружьё с двумя стволами — двуствольное ружьё
15.парень с рыжими волосами — рыжеволосый парень
16.особняк в три этажа — трёхэтажный особняк
17.девушка двадцати лет — двадцатилетняя девушка

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
6. беззаботно жил — жил без забот
7. бесшумно едет — едет без шума
8. бесстрашно бросился – бросился без страха
9. бездушно пел – пел без души

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием — спокойно уезжал
6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8. плакал без звука — беззвучно плакал
9. поступил без жалости — безжалостно поступил

Задание 5. Замените данные словосочетания синонимичными:

Согласование на управление:
Норковая шуба, львиная грива, манная каша, голубиное гнездо, телефонный звонок.

Примыкание на управление:
Восторженно приветствовать, слушать внимательно, говорить улыбаясь, охотно читать, поехать отдыхать.

Согласование на примыкание:
Откровенный разговор, необдуманный поступок, пустые хлопоты, глубокая грусть, восточная пышность.

Задание 6. Замените данные глагольные словосочетания именными, образуя от глаголов существительные; подчеркните именные словосочетания, в которых изменился падеж зависимого (управляемого) слова.
Образец: Прощаться с товарищами — прощание с товарищами .
Презирать трусов; бороться за мир; восхищаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; любить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля; сортировать семена; хранить документы.

Задание 7. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению.
Образец. Сестрин платок — платок сестры .
Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёх­трубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож.

Тест по теме «Синонимия словосочетаний»

1. Замените словосочетание ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

2. Из списка слов (документ, на улице, навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ , чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание КРАСОТА ДУШИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание ОТЦОВ ДОМ , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

5. Замените словосочетание БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание ВОЗМОЖНОСТЬ СЧАСТЬЯ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание ПОДРОБНОСТЬ ПЛАНА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание ХВОСТ РЫБЫ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Из списка слов (громко, у дома, у них) подберите зависимое слово к слову ГОВОРЯТ , чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

11. Замените словосочетание СЕСТРА ВАСИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

12. Замените словосочетание КУСТ СИРЕНИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

13. Замените словосочетание ЗВЁЗДНОЕ НЕБО , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

14. Замените словосочетание АБРИКОСОВЫЙ ДЖЕМ , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

15. Замените словосочетание КОМПОТ ИЗ ВИШНИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

16. Замените словосочетание МЕДНАЯ ПРОВОЛОКА , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

17. Замените словосочетание ТЕАТР ГОРОДА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

18. Из списка слов (не спеша, книгу, в ней) подберите зависимое слово к слову ЧИТАТЬ , чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

19. Замените словосочетание СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

20. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ , построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Синонимия словосочетаний (ответы)

1. — Сургучная печать
2. — Потерял навсегда
3. — Душевная красота
4. — Дом отца
5. — Грамота из бересты
6. — Возможное счастье
7. — Подробный план
8. — Рыбий хвост
9. — Бассейн для плавания
10. — Громко говорят
11. — Васина сестра
12. — Сиреневый куст
13. — Небо в звездах
14. — Джем из абрикосов
15. — Вишневый компот
16. — Проволока из меди
17. — Городской театр
18. — Читать не спеша
19. — Луч солнца
20. — Поморщился с досадой

Источник

Читайте также:  составь из слова погремушка существительное женского рода