Меню

Занимательные упражнения с прилагательными



Система упражнений для совершенствования знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, — любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6. Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (. ) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?

Читайте также:  Печенье какое оно прилагательные

Задание 15. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)

Задание 16. Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото, обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный.

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… — это богатство нашей страны.

Задание 17. Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за, а в предложном – о, в, на.

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем.

Задание 19. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Задание 20. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25. Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Источник

Упражнения по теме «Имя прилагательное»

ИП1. Выпишите прилагательные, укажите их разряд, род, число, падеж. Подсказка: в тексте 38 прилагательных; не перепутайте их с причастиями.

(1) В русских народных песнях, которые на сегодняшний день известны широкому кругу слушателей, звучат берущие за душу красивые инструментальные мелодии, отражающие самые заветные чувства человека.

Читайте также:  Согласование прилагательных и местоимений с существительными

(2) В расположенных за диковинными помещичьими усадьбами дремучих лесах, вдалеке от нехоженых троп, медвежьи берлоги, как и лисьи норы, намного опаснее, чем может это себе представить неопытный охотник.

(3) Летний воздух даже в непроглядных вечерних сумерках невероятно горяч и пахуч, особенно когда возвращаешься после утомительной трёхдневной прогулки, да ещё имея на плечах крепкий матерчатый рюкзак, забитый деревянной и пластиковой посудой.

(4) Стоявший с незапамятных времён в старой двухкомнатной квартире в одном из центральных районов нашего города бабушкин железный сундук был настолько тяжёлым и громоздким, что даже сильным на вид суровым грузчикам удалось сдвинуть его с места лишь после неоднократных попыток.

ИП2. Вставьте Н или НН.

Звери…ый крик; непаха. ая земля; глаже. ый костюм; муравьи…ая кислота; подли. ое искусство; льви…ое потомство; отправле. ое письмо; комари…ый писк; нефтя…ой фонтан; кипячё..ая вода; дровя…ой склад; жестя…ой чайник; сваре..ая каша; оловя…ый солдатик; утро тума…о; дорога дли…а; уроки сдела. ы; рукопись бесце…а; даль пусты…а; герои мужестве…ы; берестя…ая грамота; кожа…ый портфель; бесчисле…ые стаи; жизне…ый вопрос; лимо…ый напиток; шерстя.ые носки; прода. ый товар; царств…ый жест; ране..ый боец, стекля…ый шар; глиня…ая ваза.

ИП3. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки и раскрывая скобки.

Короткий осе..ий день (по)(не)многу дог..рал и над землёй смыкались (не)уютные сумерки. Мы стояли на краю совсем (не)глубокого оврага. (В)отдалени.. я заметил (не)казистую на вид но (по)своему оч..ровательную (не)высокую белую церковь. Из кустов вылетела (не)большая ночная птица. Меня тотчас охватила (не)приятная, (не)подвижная сырость. (Не)об…ятный (не)бесный свод почему(то) (не)синий и даже (не)серый а обладавший (не)вполне различимым оттенком ра..двинулся еще (не)объятнее и стали видны (не)видимые в другое время суток звёзды.

Широкие круглые листья плавали на (не)затянутой тиной поверхности (не)подвижной воды. Гнездятся беркуты на почти (не)приступных скалах. (Не)большие а совсем маленькие просветы были заметны сквозь кроны деревьев. Лодка (не)заметно скользила по уже (не)отбрасывавшей бликов водной глади.

ИП4. Выпишите из стихотворения Николая Заболоцкого только те предложения, в которых есть прилагательные. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите разряд каждого прилагательного и все его морфологические признаки.

(1) В этой роще берёзовой

(В)далеке от страданий и бед

Где колебл..тся розовый

(Не)мигающий утре..ий свет

Где прозрач..ной л..виною

Льются листья с высоких ветвей

Спой мне иволга песню пусты..ую

Песню жизни моей.

(2) Но ведь в жизни солдаты мы

И уже на пр..делах ума

Белым вихрем взм..тая дома.

(3) Как безумные мельницы

Маш..т войны крылами (во)круг.

(4) Где ж ты иволга леса отшельница?

(5) Что ты смолкла мой друг?

(6) Окружё..ая взрывами

Над рекой где черне..т камыш..

Ты летиш.. над обрывами

Над руинами смерти летишь.

(7) Молч..ливая стра..ица

Ты меня пров..жаешь на бой

И смертельное обл..ко тян..тся

Над твоей головой.

(8) За великими реками

Встан..т солнце и в утре..ей мгле

С опалё..ыми веками

Пр(е,и)паду я убитый к земле.

(9) Крикнув беше..ым вороном

Весь дрожа замолчит пул..мёт.

(10) И тогда в моём сердце разорва..ом

Голос твой запоёт.

(11) И над рощей берёзовой

Над берёзовой рощей моей

Где л..виною розовой

Льются листья с высоких ветвей

Где под каплей божестве..ой

Холодеет кусочек цветка

Встан..т утро победы торжестве..ой

(На)века. (Николай Заболоцкий)

ИП5. Распределите прилагательные по разрядам – запишите прилагательные в таблицу. Составьте по одному сложному предложению с прилагательным каждого разряда – всего три предложения. Можно менять род, число, падеж прилагательного.

Тка(ц,тс)кий, медле..ый, весе..ий, (М,м)осковский, ярко(красный), широчайший, лисий, смелый, прохладный, мамин, зам..чательный, сельский, (конно)спортивный, обыкновенный, (Л,л)ермонтовский, серебря..ый, тройной, полный, (полу)пустой, лучший, (О,о)лин, троллейбусный, наградной, оч..ровательный.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ

Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И В ПРИЧАСТИЯХ. НЕ СО ВСЕМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

01. Перепишите, вставляя Н или НН. Объясните ваш выбор.

Осли..ые уши, ледя..ая горка, змеи..ое шипение, история обыкнове..а, рискова..ый шаг, серебря..ый колокольчик, засея..ое поле, фруктовое мороже.ое, гости..ый двор, карма..ый фонарик, купле..ый кефир, незва..ые гости, речи торжестве..ы, це..ый совет, манеры сдержа..ы, топлё..ое молоко, яблоки румя..ы, бельё развеше..о, пусты..ый остров, беше..ые деньги, тка..ая на фабрике скатерть, гравирова..ая надпись, отмече..а грамотой, дальний родстве..ик, соломе..ая шляпка, пчели..ые соты, мощё..ая дорога, письмо написа..о, ко..ый спорт, фото наклее..о, забрёл в мали..ик, неприкоснове..ый запас, покраше..ый фасад, моното..ое чтение, гружё..ая продуктами машина, соловьи..ые трели, масля..ая краска.

Читайте также:  Список прилагательных казахского языка

02. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1. (Н..)далее как вчера была (н..)продолжительная а кратковреме..ая и в то(же) время (не)вероятно сильная и (не)ожида..ая гроза. 2. Ра..им утром ещё чу..ствовалась навея..ая вчерашн..й (не)погодой лё..кая прохлада. 3. А теперь только оди..адцатый час на исход.. а уже (н..)куда (н..)денеш..ся от (н..)стерпимого зноя июльского дня. 4. Отнюдь (не)прохладный даже раскалё..ый воздух почти (н..)слышно колыш..тся над песча..ой (не)хоже..ой дорогой. 5. Дремл..т (не)орошаемая живительной влагой зелень рощ.. и (не)обрабатываемых в это время пашен. 6. Что(то) (не)внятное бормоч..т в (полу)дремоте (не)угомо..ый кузнечик. 7. Сила истомы овладевш..й нами (не)пр..одолима и (не)где укрыт..ся от духоты. 8. Одна лиш.. (не)знающая усталост.. стрекоза чу..ствует себя (по)прежнему. 9. (Н..)(у)кого узнать прогноз погоды на ближайший час. 10. И мы (не)увере..ы сможет(ли) что(нибудь) разбудить скова..ую жарой природу.

11. (В)друг (не)что загр..хотало в тума..ой (не)ясной дали где(то) около (не)работающей мельницы. 12. С (Ю,ю)го(восточной) стороны двинулась гряда наполне..ых влагой (н..)чем (н..)сдерживаемых туч__. 13. Тишина царившая (в)течени.. десяти минут в которой была слышна даже суета в мыши..ых норах теперь наруше..а (не)сколькими (не)большими порывами ветра. 14. (Не)много затр..петала л..ства пр..кл(а,о)нились к земле (не)по..дающ..еся стихи.. полевые злаки. 15. Пока (не)ясно скоро(ли) пойдёт дождь, однако было(бы) весьма (н..)приятно попасть под ливень а остават..ся в поле в любом случае предст..влялось крайне (не)осмотрительным поступком.

16. История наша (не)оконче..а однако мы (не)сторо..ики (не)завершё..ых сюжетов (по)этому продолжение (не)замысловатого ра..каза о том как (н..)нарочно мы ок..зались в июльскую пору в (не)защищё..ом состоянии придумайте сами.

03. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Письменно объясните слитное или раздельное написание НЕ и НИ.

А) Собрание состоится не сегодня (наречие не на -о).

Б) Не убранная до сих пор новогодняя ёлка (причастие, есть зависимое слово «до сих пор»).

В) Не первый и не второй раз он приходил в это кафе (НЕ с числительными всегда пишутся раздельно).

Г) Неважный, но срочный вопрос мы обсудили на совещании (правило синонима: неважный = второстепенный).

Д) Буран неистовствовал (не употребляется без НЕ).

  1. Вскоре Петру стало (НЕ)ВЕСЕЛО, но всё же (НЕ)ТАК плохо, как в те (НЕ)ЗАПАМЯТНЫЕ дни.
  2. (НЕ)МНОГИЕ уповали на разум советника, ибо он был человеком далеко (НЕ)РАЗУМНЫМ.
  3. (НЕ)РЕШЁННАЯ задача мучила ребят, словно (НЕ)ВЕДОМЫЙ кошмар, которому нет конца и края.
  4. (НЕ)МЕРЗКИМ и злым показался он ей, а (НЕ)ВОЗМУТИМЫМ и даже человечным.
  5. Даже (НЕ)ВСПОМИНАЯ о беде, спали дети из рук вон плохо.
  6. Затея сразу мне (НЕ)ОЧЕНЬ понравилась, но я (НИ)ЧЕГО (НЕ)СКАЗАЛ.
  7. Ещё (НЕ)ОПЛАЧЕННАЯ услуга изо дня в день напоминала о себе то через телефон, то через почту.
  8. (НЕ)СМОТРЯ на просьбы, решено было (НЕ)МЕДЛЕННО переезжать в другой город.
  9. (НЕ)ЗНАЯ, куда и податься, Маруся поначалу расстроилась, но всё же (НЕ)СПЕШНО отправилась на поиски.
  10. Он (НЕ)МАЛО лет занимался рисованием, и тем (НЕ)МЕНЕЕ был в этом отнюдь (НЕ)ПРОФЕССИОНАЛОМ.
  11. Ванино (НЕ)ЗНАНИЕ могло стоить ребятам жизни, но поделать (НИ)ЧЕГО было (НЕ)ЛЬЗЯ.
  12. Ожидание было (НЕ)ДОЛГИМ, а коротким, и спросить было (НЕ)(У)КОГО.
  13. Купленная куртка оказалась (НЕ)БЕЛОЙ, но удобной, (НЕ)ВЫЗЫВАВШЕЙ сомнений в её качестве.
  14. (НЕ)ВЫПОЛНЕННОЕ (НИ)КЕМ задание было решено убрать из учебной программы.
  15. Очередная победа противников была далеко (НЕ)УДИВИТЕЛЬНОЙ, (НЕ)ПРАВДА ЛИ?
  16. Им было (НЕ)СКУЧНО вместе даже (НЕ)ПОТОМУ, что оба умели играть, а потому, что оба знали, как (НЕ)ПРОИГРЫВАТЬ.
  17. (НЕ)ПОДГОТОВЛЕННЫЙ к экзамену студент был совершенно (НЕ)КСТАТИ.
  18. Она кивнула словно (НЕ)ВЗНАЧАЙ, совсем (НЕ)ЗАМЕТНО.
  19. Выходя из дома, Олег (НЕ)ЗАБЫЛ погладить своего любимого кота, которому (НЕ)ЗДОРОВИЛОСЬ со вчерашнего дня.
  20. (НЕ)ВСТАВАЯ с кровати, она крикнула, что ей (НЕ)ВЕРИТСЯ теперь в (НЕ)ПРАВДУ.
  21. Лидер партии убеждённо заявил, что, (НЕ)СОМНЕННО, жертвы войны (НЕ)ЗАБЫТЫ.

В качестве бонуса — стихотворение С.М. Бондаренко, посвящённое словам, не употребляющимся без частицы НЕ.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

WWW.MOSLINGVIST.RU 2011-2020

© Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.

Источник