Меню

Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа



Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Спряжение глагола, с. 80 – 81

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

ГЛАГОЛ
Спряжение глагола

Ответы к стр. 80 – 81

1. Прочитай. Вставь пропущенные в определении слова .

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.

2. Прочитай. Запиши каждый глагол из слов для справок соответственно его лицу и числу. Выдели личные окончания глаголов.

ед. ч. мн.ч.
1-е л. пишу смотрим
2-е л. спешишь говорите
3-е л. дышит рисуют

3. Прочитай. Допиши, где нужно, мягкий знак (ь). Отметь √ глаголы. Рядом с каждым глаголом напиши его время, лицо и число.

брош ь обидиш ь буд. вр., 2-е л., ед. ч.
камыш читаеш ь наст. вр., 2-е л., ед. ч.

4. Прочитай. Спиши пословицу, раскрывая скобки. Выдели окончания глаголов. Укажи над глаголами время.

Коровушку не напо[ишь] — и молочка не надо[ишь].

5. Прочитай. Подчеркни глагол, который отличается от других глаголов формой лица и числа. Выпиши этот глагол, укажи его время, лицо и число.

Вы смотрите на морскую свинку. Какая она красивая, пёстренькая, глазки чёрные, ушки круглые! Сидит свинка и морковку грызёт.

(Г. Скребицкий и В. Чаплина)

смотрите — наст. вр., 2-е л., мн. ч.

6. Прочитай. Отметь √ пословицу, в которой глаголы употреблены в единственном числе. Вставь пропущенные буквы. Укажи над глаголами лицо. Выдели личные окончания глаголов.

3-е л. 3-е л.
По одёжке встр е ча[ют], по уму пров о жа[ют].
3-е л. 3-е л.
Куда в о рона л е т[ит], туда и гл я д[ит].
3-е л.
Без т о пора по дрова не ход[ят].

7. Прочитай. Отметь √ ряд, в котором все глаголы одного и того же времени, лица и числа. Укажи в скобках после глаголов этого ряда время, лицо и число глаголов.

строят, встретят, спросят
дружит, грызёт, шумишь
придём, бросим, склеим (буд. вр., 1-е л., мн. ч.)

8. Прочитай. Образуй от данных глаголов форму настоящего или будущего времени указанного лица и числа.
2-е л., ед.ч. 3-е л., ед.ч. 3-е л., мн.ч.
плыть плывёшь плывёт плывут
стучать стучишь стучит стучат

Источник

Что такое спряжение глагола? Какие глаголы спрягаются? Как определить лицо и число спрягаемых глаголов?

163. Прочитайте предложения. Местоимение какого лица и числа пропущено в каждом предложении?

. рисую.
. рисуешь.
. рисует.
. рисуем.
. рисуете.
. рисуют.

. нарисую.
. нарисуешь.
. нарисует.
. нарисуем.
. нарисуете.
. нарисуют.

  • Запишите составленные предложения. Определите лицо каждого местоимения. Можно ли предположить, что глагол тоже имеет форму лица? Объясните свой ответ.
  • Определите лицо глагола в каждом предложении по форме лица местоимения.
  • Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания.

Обратите внимание! Глаголы настоящего и будущего времени, как и личные местоимения, имеют форму лица. Глагол каждого лица имеет своё личное окончание. При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание.

Ты (2-е л., ед. ч.) рису[ешь](2-е л., ед. ч.).

Мы (1-е л., мн. ч.) рису[ем](1-е л., мн. ч.).

Она (3-е л., ед. ч.) рису[ет] (3-е л., ед. ч.).

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени (спряжение)

164. Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени».

  • Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. Назовите глаголы в этом лице и числе, чётко проговаривая их личные окончания.
  • Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.

165. Обсудите: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается)? Объясните свой ответ.

Подарю, читаю, рассказал, дружу, построю.

166. Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа (см. таблицу).

1-е л., ед. ч. -у, -ю
2-е л., ед. ч. .
3-е л., ед. ч. .

167. Письменно проспрягайте глагол молчу в настоящем времени и глагол пойду в будущем времени. Выделите личные окончания глаголов.

  • Проверьте по таблице, правильно ли вы записали окончания глаголов во 2-м лице единственного числа.

Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.

168. Прочитайте.

Напишут, работаем, видит, повторите, посоветую, смотришь, растает, создадим, построишь, встаёте, дорожу, беседуют.

что делаю?
что сделаю?
что делаешь?
что сделаешь?

что делает?
что сделает?
что делаем?
что сделаем?

что делаете?
что сделаете?
что делают?
что сделают?

Образец. (Что делаю?) дорож[у] (наст, вр., 1-е л., ед. ч.).

169. Прочитайте.

1. Вышли сеялки в поля, будет с зёрнами земля. (В. Нестеренко) 2. Без доброго слова, без тёплого слова, без нежного слова — не лечат больного. (Ю. Мориц) 3. Уберём мы чисто двор.4 Подметём2 осенний сор. (В. Степанов) 4. Где-то в космосе летит голубой метеорит. (Р. Сеф) 5. Вы выходите на крыльцо. На тёмно-синем небе кое-где мигают звёзды. (И. Тургенев) 6. Я жду, когда растает снег. (М. Чехов)

Образец. Буд[ет] (буд. вр., 3-е л., ед. ч.).

Страничка для любознательных

Можно ли сказать «победю»?

В русском языке некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Это глаголы победи́ть, убеди́ть, дерзи́ть, лебези́ть, пылесо́сить, голоси́ть, шелесте́ть и др. Выразить действие говорящего вам помогут описательные выражения либо близкие по смыслу глаголы:

(Я) сумею победить, одержу победу.
Хочу (думаю) убедить, убеждаю.
Буду пылесосить, чищу пылесосом.

170. Прочитайте.

Посмотришь на пеликана — ну и чудная птица. Голова маленькая, а клюв огромный, да ещё под ним мешок из кожи висит. В таком мешке может свободно поместиться целая утка.

Кормятся пеликаны рыбой. А ловят её целой стаей. Выстроятся на воде полукругом и плывут к берегу. Плывут, а сами крыльями хлопают, голову в воду опускают. Это они рыбу перед собой гонят. Подгонят к мелкому месту, тут самая ловля начнётся.

(Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов» (Программа «Школа-2100»)

Цели:

Оборудование:

Ход урока

1. Орг. момент.

Запись даты в рабочей тетради.

2. Упражнение в чистописании.

Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент?

Какие части речи начинаются на эти буквы?

Дайте определение глаголу, местоимению.

Пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на нижнее соединение буквы М.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1. (Базовый уровень).

Запишите глаголы в три столбика: замашет, будут летать, сидит, подует, пошёл, будет светить, хрустнула, вспомню.

Карточка № 2. (Уровень 2 – повышенной трудности).

Укажи время и число глаголов.

Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин.

(По Соколову – Микитову И.)

Работа у доски.

Задание 1. (1 уровень).

Напиши глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени: бегать, трогать.

Задание 2. (2 уровень).

Исправь ошибки: врачь, прилеч, силач, кирпичь, припрячь, трубач, царевич, выстричь, мячь, скрипачь, жеч, стереч.

Коллективная работа.

Прошу, терплю, соберу, пойму, бегу, тру, подниму, ловлю, берегу.

К какой части речи они относятся?

Какое местоимение можно подставить к каждому глаголу?

Кто догадался, в каком лице употреблён глагол?

Запишите эти глаголы в неопределённой форме.

(Один ученик у доски записывает слова в клеточки).

про с ить
тер п еть
соб р ать
пон я ть
бе ж ать
тер е ть
под н ять
лов и ть
бер е чь

Проверяем работу у доски.

(Ответы учащихся). Приготовьте сигнальные карточки, оцените работу.

4. Постановка проблемного вопроса.

Посмотрите внимательно на столбик слов, найдите спрятавшееся слово .

(Ответ детей: “спряжение”).

С какой частью речи оно связано?

Вы хотите узнать, что такое спряжение?

Сформулируйте вопрос, над которым мы будем работать?

(Что такое спряжение глаголов?).

1. Составление таблицы.

К грамматическому человечку Глаголу пришёл в гости его друг. Отгадайте кто?

Правильно, Местоимение. Но у него горе, он потерял лицо. Если ответите на все вопросы, то поможете Местоимению.

(На доске закрыта таблица, и она постепенно открывается).

Ед. ч. Мн. ч.
1 л. (я) (мы)
2 л. (ты) (вы)
3 л. (он,

— Какие вы знаете местоимения?

На какие группы их можно разделить?

Как называются все эти местоимения?

От какого слова образовалось прилагательное “личное”?

Молодцы! Помогли вы Местоимению, и он получил своё лицо, так обрадовался, что пригласил в свою таблицу Глагола.

Давайте возьмём глагол “учить” и поместим его в таблицу.

(Ученик записывает на доске, а дети в тетрадях).

Как вы изменили глагол?

(По лицам и числам).

Какая часть слова изменялась?

Вспомните, на какой вопрос мы отвечаем на уроке?

Кто догадался, что такое спряжение глаголов?

(Изменение глаголов по лицам и числам).

2. Работа по учебнику.

Прочитайте в учебнике определение (с. 158).

Что значит “проспрягать глагол”?

(Изменить по лицам и числам).

1. Упр. 248, с. 157 (первая часть устно, вторая часть по вариантам письменно).

Проспрягайте глаголы, выделите окончания:

(По одному ученику у доски, остальные в тетрадях).

Проверка работы у доски (сигнальные карточки).

Кто допустил ошибки, исправьте их.

Физ. минутка “Сам себе я помогу. Я здоровье берегу!”

Сравните окончания глаголов “плести” и “кричать” с окончаниями глаголов “идти” и “стоять”. Что вы заметили?

В каком лице у глаголов самые длинные окончания?

Чем интересно окончание

Какая буква в конце?

3. Работа с учебником.

Чтение вывода (с. 158).

Гимнастика для глаз по таблице Базарного.

4. Самостоятельная работа.

I в. II в.
Запишите глаголы в форме 2-го лица, ед. ч. Не забудьте про букву “ь” после “ш”. Обозначьте окончания. Запишите глаголы в форме 2-го лица, мн. ч. Не забудьте, что вторая гласная в окончании – всегда “е”. Обозначьте окончания.
Расти

Цвести Запасти

(Два ученика у доски).

Проверка: оценивание работы уч–ся. Исправление ошибок.

Как определить лицо и число глагола?

(По местоимению и окончанию или только по окончанию).

5. Поиграем в игру “Измени слово”.

дует 2 л., ед. ч. дуешь
ревёт 3 л., мн. ч. ревут
свистит 2 л., мн. ч. свистите
качает 3 л., мн. ч. качают
срывает 2 л., ед. ч. срываешь
стучит 1 л., мн. ч. стучим

К какому существительному можно отнести эти глаголы.

6. Развитие речи.

Придумайте предложения с этим существительным и глаголами.

7. Итог урока.

Напоследок наши грамматические человечки приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которое они предлагают, то узнаете с каким настроением они покидают наш урок. Для этого запишите цифру правильного ответа в тетрадь.

а) Глаголы …

б) У глаголов при спряжении изменяются …

в) Выберите глагол 2-го лица ед. ч. …

г) Лицо глагола определяется …

Проверяем 2, 1, 2, 1. Переворачиваю табличку, и дети читают: Мы рады!

Домашнее задание.

Проспрягать глаголы: говорить, сочинить, нести.

Источник

Читайте также:  Что такое вид глагола пример