Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Октябрь 2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
« Сен
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Спряжение глагола, с. 80 – 81
Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.
ГЛАГОЛ Спряжение глагола
Ответы к стр. 80 – 81
1. Прочитай. Вставь пропущенные в определении слова .
Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.
2. Прочитай. Запиши каждый глагол из слов для справок соответственно его лицу и числу. Выдели личные окончания глаголов.
ед. ч. мн.ч. 1-е л. пишу смотрим 2-е л. спешишь говорите 3-е л. дышит рисуют
3. Прочитай. Допиши, где нужно, мягкий знак (ь). Отметь √ глаголы. Рядом с каждым глаголом напиши его время, лицо и число.
брош ь√ обидиш ь буд. вр., 2-е л., ед. ч. камыш √ читаеш ь наст. вр., 2-е л., ед. ч.
4. Прочитай. Спиши пословицу, раскрывая скобки. Выдели окончания глаголов. Укажи над глаголами время.
Коровушку не напо[ишь] — и молочка не надо[ишь].
5. Прочитай. Подчеркни глагол, который отличается от других глаголов формой лица и числа. Выпиши этот глагол, укажи его время, лицо и число.
Вы смотрите на морскую свинку. Какая она красивая, пёстренькая, глазки чёрные, ушки круглые! Сидит свинка и морковку грызёт.
(Г. Скребицкий и В. Чаплина)
смотрите — наст. вр., 2-е л., мн. ч.
6. Прочитай. Отметь √ пословицу, в которой глаголы употреблены в единственном числе. Вставь пропущенные буквы. Укажи над глаголами лицо. Выдели личные окончания глаголов.
3-е л. 3-е л. По одёжке встр е ча[ют], по уму пров о жа[ют]. 3-е л. 3-е л. √ Куда в о рона л е т[ит], туда и гл я д[ит]. 3-е л. Без т о пора по дрова не ход[ят].
7. Прочитай. Отметь √ ряд, в котором все глаголы одного и того же времени, лица и числа. Укажи в скобках после глаголов этого ряда время, лицо и число глаголов.
8. Прочитай. Образуй от данных глаголов форму настоящего или будущего времени указанного лица и числа. 2-е л., ед.ч. 3-е л., ед.ч. 3-е л., мн.ч. плыть плывёшь плывёт плывут стучать стучишь стучит стучат
Источник
Что такое спряжение глагола? Какие глаголы спрягаются? Как определить лицо и число спрягаемых глаголов?
163. Прочитайте предложения. Местоимение какого лица и числа пропущено в каждом предложении?
Запишите составленные предложения. Определите лицо каждого местоимения. Можно ли предположить, что глагол тоже имеет форму лица? Объясните свой ответ.
Определите лицо глагола в каждом предложении по форме лица местоимения.
Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания.
Обратите внимание! Глаголы настоящего и будущего времени, как и личные местоимения, имеют форму лица. Глагол каждого лица имеет своё личное окончание. При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание.
Ты (2-е л., ед. ч.) рису[ешь](2-е л., ед. ч.).
Мы (1-е л., мн. ч.) рису[ем](1-е л., мн. ч.).
Она (3-е л., ед. ч.) рису[ет] (3-е л., ед. ч.).
Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени (спряжение)
164. Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени».
Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. Назовите глаголы в этом лице и числе, чётко проговаривая их личные окончания.
Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?
Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.
165. Обсудите: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается)? Объясните свой ответ.
Подарю, читаю, рассказал, дружу, построю.
166. Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа (см. таблицу).
1-е л., ед. ч. -у, -ю 2-е л., ед. ч. . 3-е л., ед. ч. .
167. Письменно проспрягайте глагол молчу в настоящем времени и глагол пойду в будущем времени. Выделите личные окончания глаголов.
Проверьте по таблице, правильно ли вы записали окончания глаголов во 2-м лице единственного числа.
Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.
1. Вышли сеялки в поля, будет с зёрнами земля. (В. Нестеренко) 2. Без доброго слова, без тёплого слова, без нежного слова — не лечат больного. (Ю. Мориц) 3. Уберём мы чисто двор.4 Подметём2 осенний сор. (В. Степанов) 4. Где-то в космосе летит голубой метеорит. (Р. Сеф) 5. Вы выходите на крыльцо. На тёмно-синем небе кое-где мигают звёзды. (И. Тургенев) 6. Я жду, когда растает снег. (М. Чехов)
Что обозначают слова сеялка, метеорит? Прочитайте значения этих слов в толковом словаре учебника.
Выпишите глаголы в форме настоящего и будущего времени, определите их время, лицо и число. Выделите личные окончания глаголов.
Образец. Буд[ет] (буд. вр., 3-е л., ед. ч.).
Страничка для любознательных
Можно ли сказать «победю»?
В русском языке некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Это глаголы победи́ть, убеди́ть, дерзи́ть, лебези́ть, пылесо́сить, голоси́ть, шелесте́ть и др. Выразить действие говорящего вам помогут описательные выражения либо близкие по смыслу глаголы:
Посмотришь на пеликана — ну и чудная птица. Голова маленькая, а клюв огромный, да ещё под ним мешок из кожи висит. В таком мешке может свободно поместиться целая утка.
Кормятся пеликаны рыбой. А ловят её целой стаей. Выстроятся на воде полукругом и плывут к берегу. Плывут, а сами крыльями хлопают, голову в воду опускают. Это они рыбу перед собой гонят. Подгонят к мелкому месту, тут самая ловля начнётся.
(Г. Скребицкий, В. Чаплина)
Определите тему текста, придумайте к нему заголовок.
Какую часть в тексте можно назвать описанием, а какую — повествованием? Объясните свой ответ.
Спишите описательную часть текста. Укажите над глаголами настоящего и будущего времени лицо и число, выделите окончания этих глаголов.
Источник
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов» (Программа «Школа-2100»)
Цели:
ознакомить с изменением глаголов по лицам и числам;
формировать умение спрягать глаголы и распознавать лицо и число глагола;
правильно писать личные окончания; развивать умение сравнивать и делать выводы;
воспитывать внимание и интерес к предмету.
Оборудование:
карточки для индивидуальной работы по уровням трудности;
ребус-картинка “Местоимение”;
грамматические человечки “Глагол” и “Местоимение”.
Ход урока
1. Орг. момент.
Запись даты в рабочей тетради.
2. Упражнение в чистописании.
Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент?
Какие части речи начинаются на эти буквы?
Дайте определение глаголу, местоимению.
Пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на нижнее соединение буквы М.
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1. (Базовый уровень).
Запишите глаголы в три столбика: замашет, будут летать, сидит, подует, пошёл, будет светить, хрустнула, вспомню.
Карточка № 2. (Уровень 2 – повышенной трудности).
Укажи время и число глаголов.
Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин.
(По Соколову – Микитову И.)
Работа у доски.
Задание 1. (1 уровень).
Напиши глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени: бегать, трогать.
Посмотрите внимательно на столбик слов, найдите спрятавшееся слово .
(Ответ детей: “спряжение”).
С какой частью речи оно связано?
Вы хотите узнать, что такое спряжение?
Сформулируйте вопрос, над которым мы будем работать?
(Что такое спряжение глаголов?).
1. Составление таблицы.
К грамматическому человечку Глаголу пришёл в гости его друг. Отгадайте кто?
Правильно, Местоимение. Но у него горе, он потерял лицо. Если ответите на все вопросы, то поможете Местоимению.
(На доске закрыта таблица, и она постепенно открывается).
Ед. ч.
Мн. ч.
1 л.
(я)
(мы)
2 л.
(ты)
(вы)
3 л.
(он,
— Какие вы знаете местоимения?
На какие группы их можно разделить?
Как называются все эти местоимения?
От какого слова образовалось прилагательное “личное”?
Молодцы! Помогли вы Местоимению, и он получил своё лицо, так обрадовался, что пригласил в свою таблицу Глагола.
Давайте возьмём глагол “учить” и поместим его в таблицу.
(Ученик записывает на доске, а дети в тетрадях).
Как вы изменили глагол?
(По лицам и числам).
Какая часть слова изменялась?
Вспомните, на какой вопрос мы отвечаем на уроке?
Кто догадался, что такое спряжение глаголов?
(Изменение глаголов по лицам и числам).
2. Работа по учебнику.
Прочитайте в учебнике определение (с. 158).
Что значит “проспрягать глагол”?
(Изменить по лицам и числам).
1. Упр. 248, с. 157 (первая часть устно, вторая часть по вариантам письменно).
Проспрягайте глаголы, выделите окончания:
(По одному ученику у доски, остальные в тетрадях).
Проверка работы у доски (сигнальные карточки).
Кто допустил ошибки, исправьте их.
Физ. минутка “Сам себе я помогу. Я здоровье берегу!”
Сравните окончания глаголов “плести” и “кричать” с окончаниями глаголов “идти” и “стоять”. Что вы заметили?
В каком лице у глаголов самые длинные окончания?
Чем интересно окончание
Какая буква в конце?
3. Работа с учебником.
Чтение вывода (с. 158).
Гимнастика для глаз по таблице Базарного.
4. Самостоятельная работа.
I в.
II в.
Запишите глаголы в форме 2-го лица, ед. ч. Не забудьте про букву “ь” после “ш”. Обозначьте окончания.
Запишите глаголы в форме 2-го лица, мн. ч. Не забудьте, что вторая гласная в окончании – всегда “е”. Обозначьте окончания.
Расти
Цвести
Запасти
(Два ученика у доски).
Проверка: оценивание работы уч–ся. Исправление ошибок.
Как определить лицо и число глагола?
(По местоимению и окончанию или только по окончанию).
5. Поиграем в игру “Измени слово”.
дует
2 л., ед. ч.
дуешь
ревёт
3 л., мн. ч.
ревут
свистит
2 л., мн. ч.
свистите
качает
3 л., мн. ч.
качают
срывает
2 л., ед. ч.
срываешь
стучит
1 л., мн. ч.
стучим
К какому существительному можно отнести эти глаголы.
6. Развитие речи.
Придумайте предложения с этим существительным и глаголами.
7. Итог урока.
Напоследок наши грамматические человечки приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которое они предлагают, то узнаете с каким настроением они покидают наш урок. Для этого запишите цифру правильного ответа в тетрадь.
а) Глаголы …
склоняются
спрягаются
б) У глаголов при спряжении изменяются …
окончание
основа
в) Выберите глагол 2-го лица ед. ч. …
летит
бродишь
г) Лицо глагола определяется …
по местоимению
предлогу
Проверяем 2, 1, 2, 1. Переворачиваю табличку, и дети читают: Мы рады!