Меню

запишите предложения в которых подлежащее выражено именем существительным



§ 54. Тире между подлежащим и сказуемым

433 Выразительно прочитайте предложения. Найдите главные члены, укажите, чем они выражены.

1) Волга — великая русская река. 2) Земля — наш общий дом. 3) Муравей — удивительный труженик. 4) Лингвистика — наука о языке. 5) Синтаксис — раздел языкознания.

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, между ними ставится тире. Если при сказуемом имеются слова это, вот , тире ставится перед ними.

434 1. Запишите предложения. Подчеркните в них главные члены, вставьте недостающие знаки препинания. Укажите, чем выражены главные члены предложения.

Образец записи:

1) Лес наше богатство. Лес наше спасение от засух и суховеев, наш целитель и лучший наряд нашей земли. (К. Паустовский) 2) Дятлы потомственные плотники. Обед дятла вредители леса. 3) Голубика это витамины и полезные соки. 4) Семена деревьев великие путешественники. 5) Хлеб всему голова. 6) Поговорка цветочек, пословица ягодка.

2. Разберите по составу выделенные слова. Что их объединяет?

435 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.

2. Какой темой объединены эти предложения? Выразите своё отношение к одному из высказываний.

436 1. Найдите в толковом словаре значения приведённых слов. Запишите их, подчёркивая главные члены предложения.

Образец записи:

Жёрнов, жокей, Земля, лекторий, лексикон, флора, фауна.

2. На какие вопросы отвечают главные члены записанных вами предложений? Чем они выражены?

437 Перечитайте вслух предложения из упражнений данного параграфа, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Во время чтения соблюдайте правильную интонацию и паузы.

438 Заполните таблицу.

439 Придумайте и запишите предложения, в которых слова город, товарищ, помощник, река выступали бы в роли подлежащего или сказуемого.

Возьмите на заметку!

Простые предложения могут быть как с двумя главными членами, так и с одним — подлежащим или сказуемым, например:

440 1 Выпишите предложения с одним главным членом. Подчеркните их грамматические основы. Необходим ли для понимания смысла этих предложений второй главный член?

Зима. Разбушевались метели. Снега покрыли всё кругом. Идём по дороге к лесу. С трудом пробираемся по тропинке. Избушка лесника . Здесь мы найдём ночлег.

2. Разберите по составу выделенные слова (выписывайте их в начальной форме). Не забывайте определять, от какого слова образовано данное.

441 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Озаглавьте его. Подчеркните главные члены предложения.

Золотая осень. Вместе с лё..ким утренним заморо..ком уст..навливае(т, ть)ся ясная п..года. В мёртвой тиш..не леса слыши(т, ть)ся шуршание оп..дающих листьев. Они ложа(т, ть)ся ковром между деревьев. Вот золотисто-красный лист дрогнул и пол..тел по воздуху. Идёшь по разноцветному ковру из листьев.

2. Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

3. Выпишите словосочетание в котором прилагательное является эпитетом.

4. Выполните лексический разбор выделенного слова.

Источник

Тест » Подлежащее»

Тест по теме » Подлежащее» с ответами

Читайте также:  правописание существительных с предлогами упражнения

Просмотр содержимого документа
«Тест » Подлежащее»»

Выберите правильный вариант формулировки «Подлежащее ‒ это. «

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) главный член предложения, который грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? какой он? что происходит с предметом?

2) главный член предложения, который грамматически связан со сказуемым, обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что?

3) член предложения, который служит для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных предметов.

4) второстепенный член предложения, который чаще всего подчиняется глаголу-сказуемому.

5) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? скольких?

Выберите вариант ответа, в котором подлежащее выражено цельным по значению сочетанием.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Каждый из нас помнит о своём долге.

2) Не могу терпеть такой произвол!

3) Небо не вспыхивало от молний, а сияло, словно радуга.

4) Девушка ласково заговорила со мной.

5) Осенний лес словно сказка.

Соотнесите содержание правой и левой колонок.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Потом во дворе кто-то крикнул.

2) Новое в жизни требует и новых названий.

3) Установить истину никогда не вредно.

4) Дождь шумел повсюду.

5) Этот сизифов труд сводил её с ума.

__ Подлежащее выражено независимым инфинитивом.

__ Подлежащее выражено частью речи в значении существительного.

__ Подлежащее выражено именем существительным.

__ Подлежащее выражено фразеологическим сочетанием.

__ Подлежащее выражено местоимением.

Выберите вариант предложения, в котором подлежащее выражено сочетанием неопределённо-количественных слов с существительным в родительном падеже.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну.

2) На главной улице оказалось много народу.

3) Прошло несколько невероятно долгих секунд.

4) Мы с кучером сняли шапки, раскланялись со священником.

5) Один из двух силуэтов был довольно толст и высок, явственно выделяясь сложением.

Выберите вариант предложения, в котором нет подлежащего.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) И половина улицы, убеждённая радикалом кувалдой, решила ждать.

2) Будет престарелый сенатор гнаться и за тобою, читатель!

3) Если бы я обладал вашим талантом, то я перевернул бы всю землю вверх дном.

4) Никому не хотелось двигаться.

5) Вот уж месяц вы ждёте не дождётесь момента, чтобы открыться.

Выберите верное утверждение.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Подлежащее может выражаться только инфинитивом.

2) Подлежащее бывает простым и составным.

3) Подлежащее может выражаться только существительным в именительном падеже.

4) Подлежащее никогда не выражается инфинитивом.

5) Подлежащее может выражаться любой частью речи.

Выберите вариант ответа, в котором подлежащее выражено фразеологизмом.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Девушка ушла восвояси.

2) Он в очередной раз проливал крокодиловы слёзы.

3) Вся эта суета очень походила на сизифов труд.

4) Марта чувствовала, что эта поездка обернётся для неё танталовыми муками.

5) И у него была своя ахиллесова пята.

Выберите вариант ответа, в котором подлежащее выражено частью речи, выраженной в значении существительного в именительном падеже.

Читайте также:  существительные одной тематической группы примеры

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Здесь было все спокойно.

2) Она продолжала идти по дорожке, не обращая внимания на окружающих.

3) Новое в жизни требует и новых названий.

4) Не люблю лгать.

5) Вода в бухте казалась покрытой слоем оливкового масла.

Выберите вариант ответа, в котором подлежащее выражено количественным числительным в именительном падеже.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Пятёрку разведчиков никто не видел уже неделю.

2) Семерым не страшно идти в поход.

3) Двойка получилась очень внушительная.

4) Десятый откликнулся незамедлительно.

5) Четыре делится на два.

Выберите вариант ответа, в котором подлежащее выражено инфинитивом.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

Источник

Способы выражения подлежащего

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фра­зео­ло­гиз­ма­ми.

В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъ­ек­та.

Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фра­зео­ло­гиз­ма­ми.

Таблица

Способ Пример
1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
2. Имя чис­ли­тель­ное Семеро одно­го не ждут.
Шесть делит­ся на три.
3. Местоимение в име­ни­тель­ном паде­же Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле пред­ло­же­ния) Грубить — пло­хая при­выч­ка.
5. Субстантивированное при­ча­стие, при­ла­га­тель­ное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.
Вошедший при­вет­ство­вал при­сут­ство­вав­ших.
6. Любая часть речи в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го Наше зав­тра туман­но.
Грянуло ура .
7. Различные соче­та­ния слов:
а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские назва­ния;
Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная маги­страль.
б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обо­ро­ты; В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство .
в) количественно-именные соче­та­ния; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.; На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да .
д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впе­ре­ди.

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го высту­па­ет

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лен­ные)

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в суще­стви­тель­ное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступ­ка­ми.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли суще­стви­тель­но­го

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное зна­че­ние

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на теат­ра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфи­ни­ти­вом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли под­ле­жа­ще­го.

На пля­же купать­ся ночью в море запре­ща­ет­ся .

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Сознать свою ошиб­ку — это бла­го­род­ство .

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфи­ни­ти­ва

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состо­я­ния

Всегда насла­ждать­ся — это невоз­мож­но .

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

Дарить сча­стье дру­гим — быть самом у счаст­ли­вым .

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых ука­жем

а) име­на соб­ствен­ные

б) име­на нари­ца­тель­ные

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — тер­ми­ны

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с суще­стви­тель­ным

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла

(Кто?) Я с бра­том , вой­дя в дом, сня­ли шап­ки.

Я (с кем?) с бра­том пошел на охо­ту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли суще­стви­тель­но­го:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калит­ку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле вет­ра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

Незаметно подо­шла сере­ди­на квар­та­ла .

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют пре­ди­ка­тив­ность

Подлежащее выражено фразеологизмом

В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся под­ле­жа­щим.

Примеры:

Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лаби­рин­та.

Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»

Источник