запишите предложения в которых подлежащее выражено именем существительным
§ 54. Тире между подлежащим и сказуемым
433 Выразительно прочитайте предложения. Найдите главные члены, укажите, чем они выражены.
1) Волга — великая русская река. 2) Земля — наш общий дом. 3) Муравей — удивительный труженик. 4) Лингвистика — наука о языке. 5) Синтаксис — раздел языкознания.
Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, между ними ставится тире. Если при сказуемом имеются слова это, вот , тире ставится перед ними.
434 1. Запишите предложения. Подчеркните в них главные члены, вставьте недостающие знаки препинания. Укажите, чем выражены главные члены предложения.
Образец записи:
1) Лес наше богатство. Лес наше спасение от засух и суховеев, наш целитель и лучший наряд нашей земли. (К. Паустовский) 2) Дятлы потомственные плотники. Обед дятла вредители леса. 3) Голубика это витамины и полезные соки. 4) Семена деревьев великие путешественники. 5) Хлеб всему голова. 6) Поговорка цветочек, пословица ягодка.
2. Разберите по составу выделенные слова. Что их объединяет?
435 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Какой темой объединены эти предложения? Выразите своё отношение к одному из высказываний.
436 1. Найдите в толковом словаре значения приведённых слов. Запишите их, подчёркивая главные члены предложения.
2. На какие вопросы отвечают главные члены записанных вами предложений? Чем они выражены?
437 Перечитайте вслух предложения из упражнений данного параграфа, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Во время чтения соблюдайте правильную интонацию и паузы.
438 Заполните таблицу.
439 Придумайте и запишите предложения, в которых слова город, товарищ, помощник, река выступали бы в роли подлежащего или сказуемого.
Возьмите на заметку!
Простые предложения могут быть как с двумя главными членами, так и с одним — подлежащим или сказуемым, например:
440 1 Выпишите предложения с одним главным членом. Подчеркните их грамматические основы. Необходим ли для понимания смысла этих предложений второй главный член?
Зима. Разбушевались метели. Снега покрыли всё кругом. Идём по дороге к лесу. С трудом пробираемся по тропинке. Избушка лесника . Здесь мы найдём ночлег.
2. Разберите по составу выделенные слова (выписывайте их в начальной форме). Не забывайте определять, от какого слова образовано данное.
441 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Озаглавьте его. Подчеркните главные члены предложения.
Золотая осень. Вместе с лё..ким утренним заморо..ком уст..навливае(т, ть)ся ясная п..года. В мёртвой тиш..не леса слыши(т, ть)ся шуршание оп..дающих листьев. Они ложа(т, ть)ся ковром между деревьев. Вот золотисто-красный лист дрогнул и пол..тел по воздуху. Идёшь по разноцветному ковру из листьев.
2. Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
3. Выпишите словосочетание в котором прилагательное является эпитетом.
Просмотр содержимого документа «Тест » Подлежащее»»
Выберите правильный вариант формулировки «Подлежащее ‒ это. «
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) главный член предложения, который грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? какой он? что происходит с предметом?
2) главный член предложения, который грамматически связан со сказуемым, обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что?
3) член предложения, который служит для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных предметов.
4) второстепенный член предложения, который чаще всего подчиняется глаголу-сказуемому.
5) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? скольких?
Выберите вариант ответа, в котором подлежащее выражено цельным по значению сочетанием.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Каждый из нас помнит о своём долге.
2) Не могу терпеть такой произвол!
3) Небо не вспыхивало от молний, а сияло, словно радуга.
4) Девушка ласково заговорила со мной.
5) Осенний лес словно сказка.
Соотнесите содержание правой и левой колонок.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Потом во дворе кто-то крикнул.
2) Новое в жизни требует и новых названий.
3) Установить истину никогда не вредно.
4) Дождь шумел повсюду.
5) Этот сизифов труд сводил её с ума.
__ Подлежащее выражено независимым инфинитивом.
__ Подлежащее выражено частью речи в значении существительного.
2) Она продолжала идти по дорожке, не обращая внимания на окружающих.
3) Новое в жизни требует и новых названий.
4) Не люблю лгать.
5) Вода в бухте казалась покрытой слоем оливкового масла.
Выберите вариант ответа, в котором подлежащее выражено количественным числительным в именительном падеже.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Пятёрку разведчиков никто не видел уже неделю.
2) Семерым не страшно идти в поход.
3) Двойка получилась очень внушительная.
4) Десятый откликнулся незамедлительно.
5) Четыре делится на два.
Выберите вариант ответа, в котором подлежащее выражено инфинитивом.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
Источник
Способы выражения подлежащего
Рассмотрим способы выражения подлежащего различными частями речи и словосочетаниями в предложении. В простом предложении подлежащее может быть обозначено словами разных частей речи, в том числе инфинитивом, лексически и синтаксически неразложимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
В предложении основная мысль сосредоточена в его синтаксическом ядре — подлежащем и сказуемом.
Подлежащее — это главный член предложения, с помощью которого можно узнать, о ком или о чём идет речь в высказывании. К подлежащему можно задать вопрос кто? или что? Этот главный член предложения поясняется сказуемым, обозначающем действие или состояние субъекта.
Подлежащее имеет форму именительного падежа и может быть обозначено не только отдельными словами, но и словосочетаниями и фразеологизмами.
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты;
В стране активно развивается сельское хозяйство .
в) количественно-именные сочетания;
Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках.
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.;
На площади собралось множество народа .
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными;
Что-то черное зашевелилось в углу.
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п.
Мама с ребенком шли впереди.
Выражение подлежащего в простом предложении
Подлежащее выражается словами разных частей речи как именными, так и служебными. В роли главного члена предложения, обозначающего субъект действия, чаще всего выступает
1. существительное в именительном падеже единственного или множественного числа
3. количественное или собирательное числительное
Двое быстро прошли через темный двор.
4. прилагательное или причастие, которое перешло в существительное
Скромный говорит о себе своими поступками.
Выздоравливающие прогуливались по аллее.
6. наречие в роли существительного
7. служебные части речи и междометие, которые приобрели предметное значение
Около — это производный предлог, а тоже — союз.
Громкое «браво» раздалось с балкона театра.
Иногда особое затруднение вызывает подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, или инфинитивом.
Выражение подлежащего инфинитивом
Инфинитив может быть любым членом предложения. Рассмотрим инфинитив в роли подлежащего.
На пляже купаться ночью в море запрещается .
В этом предложении к слову «купаться» зададим вопрос: о чем идет речь?
«Купаться» — это подлежащее, которое поясняется сказуемым, выраженным глаголом «запрещается».
Купаться запрещается — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее, выраженное инфинитивом, находится в начале предложения. Чтобы верно указать подлежащее в форме инфинитива и не спутать его с другими членами предложения, следует выяснить второй главный член. Такое подлежащее, как правило, имеет поясняющее его сказуемое, обозначенное словами разных частей речи:
Сознать свою ошибку — это благородство .
б) другим глаголом в форме инфинитива
Для меня жить — значит работать (И. К. Айвазовский).
в) словом категории состояния
Всегда наслаждаться — это невозможно .
г) прилагательным в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой
Дарить счастье другим — быть самом у счастливым .
Выражение подлежащего словосочетанием
Подлежащее выражается лексически неделимыми словосочетаниями, в составе которых укажем
а) имена собственные
б) имена нарицательные
в) устойчивые словосочетания — термины
Подлежащее может быть обозначено синтаксически неделимыми сочетаниями слов, одно из которых обозначает количество или указывает на него:
а) сочетание числительного с существительным
б) сочетание существительных «большинство», «множество», «меньшинство», «ряд», «часть», «сотня» с существительным в форме р. п. мн. ч.
в) сочетание местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме р. п. мн. ч.
г) сочетания, выражающие приблизительное количество, с предлогами «около», «до» и словами «много», «мало», «свыше», «больше», «меньше»
д) сочетание местоимения или числительного в и. п. с существительным в р. п. с предлогом «из»
е) существительное или личное местоимение в и. п. с существительным в творительном падеже, если сказуемое имеет форму множественного числа
(Кто?) Я с братом , войдя в дом, сняли шапки.
Я (с кем?) с братом пошел на охоту.
ж) неопределенное местоимение (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с прилагательным (причастием) в роли существительного:
Некто незнакомый заглянул в калитку.
Что-то тревожное послышалось нам в гуле ветра.
з) выражения с временным значением, в составе которых имеются слова «начало», » «середина», «конец»
В качестве главного члена предложения может выступать фразеологизм, который не делится на составляющие его слова и целиком является подлежащим.
Примеры:
Нить Ариадны помогла Тесею выйти из лабиринта.
Манна небесная вряд ли будет сыпаться нам.
Эта голуба я мечта неосуществима для меня.
Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»