Меню

Запишите причастия указывая глагол от которого образовано слово



Упражнения по теме «Причастие»

Упражнение 1.

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6.

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего 3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы языка живого, сотворенного 3 и, однако же, без устали творящего 3 , больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

Читайте также:  Проспрягать глагол в будущем времени научиться

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме «Причастие»

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А ) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А ) закрутить — закрутивший

Б) решать — решенный

В) возвращаться — возвращающийся

Г) изучать — изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А ) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А ) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

Читайте также:  Глаголы или наречия на букву е

В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Источник

§ 36. Образование причастий. Действительные и страдательные причастия (продолжение)

1. Определите спряжение глагола; запишите форму 1-го лица множественного числа настоящего времени и от этой глагольной основы образуйте действительные причастия настоящего времени. Записывая слова, разбирайте их по составу. Употребите причастие с определяемым словом.

Бороться, клеить, стлаться, дышать, шептаться, строить, вязать, сеять, пилить, зависеть, слышать, беспокоиться, бриться, полоскать.

2. Подчеркните глаголы, в корнях которых при образовании причастий происходят чередования.

3. Затранскрибируйте выделенные слова. При выполнении задания пользуйтесь таблицей «Трудные случаи фонетического разбора» (см. справочные материалы).

Упр. 421. Учимся говорить на лингвистическую тему

1. Используя примеры упр. 419 и 420, а также текст упр. 418, расскажите об образовании действительных причастий настоящего времени. Укажите, от какой основы глагола и с помощью каких суффиксов они образуются.

2. Составьте два предложения так, чтобы в первом случае причастный оборот стоял перед определяемым словом, а во втором после определяемого слова. Объясните расстановку знаков препинания а этих предложениях и разберите их по членам.

1. Запишите действительные причастия прошедшего времени, указывая глаголы, от которых они образованы. В глаголах и причастиях обозначьте суффиксы и окончания.

Встрет..вшийся друг, обид..вший сестру, н..навид..вший ложь, завис..вший от настроения, ла..вший щенок, постро..вший коттедж, раста..вший кусок льда, услыш..вший шорох, прав..вший страной, увид..вший радость, ужал..вший в руку, рассе..вший тучи.

2. Установите, какие из записанных вами словосочетаний соответствуют схеме а какие — схеме В каких случаях существительные являются определяемыми словами, а в каких — зависимыми?

1. Рассмотрите примеры. Образование каких причастий они иллюстрируют?

2. От данных ниже глаголов образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени, вставляя пропущенные буквы. Суффиксы и окончания в глаголах и причастиях обозначьте. Выполнив задание, сделайте выводы.

1. Выберите глаголы I спряжения, запишите их, вставляя пропущенные буквы. Образуйте от них форму 1-го лица настоящего времени и от этой основы — страдательные причастия настоящего времени.

Читайте также:  Глаголы в повелительном наклонении с мягким знаком примеры слов

Св..рять, кр..тиковать, прив..зить, р..кламировать, перев..дить, произв..дить, вид..ть, завис..ть, н..сти, л..леять, гнать, слыш..ть, раст..рать, обв..нять.

2. Проделайте такую же работу с глаголами II спряжения.

3. Сделайте вывод об образовании страдательных причастий настоящего времени и о написании суффиксов этих причастий.

1. Запишите причастия, вставляя пропущенные буквы. Выделяйте морфемы, чётко проговаривая их вслух.

К..лышущ..ся ветви, просе..нный песок, разр.,стающ..ся кустарник, стро..щийся дворец, созр..вающ.. колосья, в..спл..меняющ..ся вещество, нагр..ждённый медалью, почу..ствовавший боль, достигнут.. цель, к св..тящ..ся лампе, пр..бл..жающиеся экзам..ны, уча..вующие в сост..заниях, расст..давшийся туман.

2. Установите, все ли словосочетания соответствуют схеме

Определите, от глагола какого спряжения образованы причастия, морфемное строение которых соответствует приведённым схемам. Докажите на примерах, что вы правы.

Источник

Запишите причастия указывая глагол от которого образовано слово

Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения держать.

2) КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.

3) ДОСРОЧНО — наречие образовано от прилагательного с приставкой до- (досрочный), поэтому в суффиксе наречия пишется буква О.

4) БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5) ЗАМОЧЕК — в суффиксе существительного пишется буква Е, потому что при склонении гласный выпадает.

1. Неверно, в объяснении есть ошибка: «держащий» — это причастие настоящего времени, а не прошедшего.

2. Неверно, корень кас-кос(н) имеет чередующиеся гласные: «а» пишется, если после корня гласная, «о» пишется, если после корня стоит «н».

3. Верно, если наречия с приставками «из», «до», «с» образовано от прилагательных, у которых уже была приставка, на конце пишем «о». Если наречия с приставками «из», «до», «с» образовано от бесприставочных прилагательных и существительных, то на конце пишется «а».

4. Верно, «ш» — глухой согласный, в приставке нужно писать «с».

5. Верно, есть (что?) замоЧЕК, нет (чего?) замоЧКа — при склонении слова гласный выпадает, значит, пишется «е». Например, при склонении слова «ключик» гласный не выпадает — нет (чего?) ключИка, поэтому в слове пишется «и».

Ответ: 345
2 1 2 1 7 4 6

Источник