Меню

Заячья нора разряд прилагательного



Урок русского языка в 5-м классе по теме «Разряды имен прилагательных»

Цель: совершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

  1. образовательные: познакомить с разрядами прилагательных, признаками каждого разряда; научить определять разряд имени прилагательного по нескольким классификационным признакам,
  2. развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять,
  3. воспитательные: воспитывать чувство любви, уважения к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: здоровьесберегающая, дифференцированная, мультимедиа.

Оборудование: презентация, карточки с изображением солнышка и тучки.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Давайте сейчас попробуем определить наше с вами настроение. У вас на партах лежат две карточки (солнышко и тучка). Покажите мне с помощью этих карточек ваше настроение. Если у вас хорошее настроение, покажите солнышко, если не очень хорошее, покажите тучку.

Закрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”.

Открыли глаза. Мы к уроку готовы, начинаем работать.

2. Повторение пройденного материала.

А) Повторение знаний об имени существительном. Выполняем задание, записываем в тетрадь, проверяем.

Девиз: Найти, записать, проверить!

Задание 1. Разведка. Найдите в тексте среди выделенных слов имена существительные. Выпишите их в тетрадь. Солнце село, но в лесу еще светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая травка блестит веселым блеском изумруда.

Задание 2. Четвертый лишний. Найдите лишнее слово, выпишите его в тетрадь:

а) ива, орех, осина, малина,

б) дуб, заяц, дятел, плакса.

Задание 3. Три дорожки. На какой дорожке слова отвечают на вопросы одного падежа?

Запишите ответ в тетрадь:

а) в улье, на ветке, в болото,

б) из леса, через луг, на сосну,

в) по опушке, к болоту, к подруге.

Задание 4. Острый глаз. Найдите слова, в которых допущены ошибки. Запишите эти слова правильно: пейзаж, ершь, ландышь, нож, ноч, мышь, дич, шалашь.

Б) Самостоятельная работа «Орфограммы в корнях слов» (на компьютере)

— Сядьте правильно за компьютерные столы. Подвиньте стул к себе. Откройте папку “ЗАДАНИЕ”. Выполните задания.

Задание 1. Составьте из данных слов две группы по орфограммам.

Щелкните мышкой сначала по словам, которые попадут в ПЕРВУЮ группу слов (с безударной проверяемой гласной), а затем по зеленой кнопке, чтобы оставшиеся слова попали во ВТОРУЮ группу слов (словарные).

Малыш, ребята, пальто, каток, обед, далекий, чистота, удивлять, тарелка, улица, спешить, лопата, голодают, посуда.

Задание 2. Проверь себя. Вставь в слово нужную букву.

Сл(е/и)дит, зага(д/т)ка, пас(-/т)бище, чу(-/в)ство, зв(о/а)нок, ю(б/п)ка, ненас(т/-)ный, ни(з/с)кий, заря(д/т)ка, лес(т/-)ница, учас(т/-)ник, затр(е/и)щал, вык(а/о)тил, овра(г/к).

3. Сообщение темы и целей урока (Слайд 1, приложение)

Ученик читает «Сказку про краски», автор Е. Руженцев.

Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя, домой усталым,
на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным- презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!

Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова — имена прилагательные. (Слайд 2, приложение)

Повторим, что мы знаем об имени прилагательном.

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Назовите начальную форму имени прилагательного.
  4. Как изменяется прилагательное?
  5. Какими членами предложения бывают прилагательные?

4. Изучение новой темы

А) Презентация (слайды 3, 4, 5, 6, приложение)

Б) Выполнение тренировочных упражнений

Фронтальная работа «Определить разряд прилагательных» (слайд 7, приложение)

  1. Назовите разряды имен прилагательных по значению.
  2. К какому разряду относятся прилагательные в словосочетаниях ЗАЯЧья нора, ЗАЯЧья шапка, ЗАЯЧЬЯ ДУША?
Читайте также:  Суффиксы прилагательных ин яна

(ЗАЯЧья нора — ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ, так как обозначает принадлежность животному и отвечает на вопрос ЧЕЙ?

ЗАЯЧья шапка — ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, так как обозначает материал, из которого сделан предмет.

ЗАЯЧЬЯ ДУША — КАЧЕСТВЕННОЕ, так как обозначает признак предмета, обозначает качество характера человека (заячья душа, так говорят о трусливом человеке).

Индивидуальные задания «Определите разряды прилагательных»

  1. Волчий аппетит, беличий хвост, медвежья шуба, медвежий слух.
  2. Интересная книга, кроличьи следы, каменная стена, белый снег.
  3. Свежее молоко, бабушкин платок, зимний день, золотые руки.
  4. Большое яблоко, лисья нора, деревянная посуда, теплые рукавицы.

5. Закрепление изученного материала

Выполняем задание в тетрадях.

А) Упражнение «Антонимы»

Учитель диктует прилагательные.

БЕЛЫЙ, КРИВОЙ, ДЛИННЫЙ, ГОРЯЧИЙ, СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ТОЛСТЫЙ, ЗДОРОВЫЙ, ОСТРЫЙ, МЯГКИЙ

Учащиеся записывают прилагательные, противоположные по смыслу.

(Чёрный, прямой, короткий, холодный, голодный, весёлый, худой, больной, тупой, твёрдый.) Называют разряд. (Слайд 8, приложение)

Б) Упражнение «Магазин»

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, ЦВЕТЫ, КЕФИР, БАРАНКИ, ШКАФ, КОНЬКИ, ПОРОШОК, МАТРЕШКА.

Дети должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. (Овощной, книжный, обувной, цветочный, молочный, хлебный, мебельный, спортивный, хозяйственный, игрушечный.)

К какому разряду относятся записанные прилагательные? (Слайд 9, приложение)

Массаж рук.

(Руки — в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямить пальцы, на парту положить ладони.)

В) Творческое задание. Работа в парах.

1. На доске запись: (слайд 10, приложение)

Смотрю на ? небо.

По небу плывут ? облака.

Падают ? и ? снежинки.

Вам понравился рассказ, который записан у меня на доске? (Нет.)

А почему? Чего не хватает в нём? (Имён прилагательных.)

Правильно, ребята, в нашем тексте сейчас нет имён прилагательных, поэтому наш рассказик получился не очень красивым. Я вам предлагаю немного пофантазировать. Вместе со своим соседом попробуйте вставить вместо знака «?» имена прилагательные и у вас получится красивый рассказ.

(Учащиеся зачитывают получившиеся рассказы).

2. Вставьте пропущенные слова, определите разряд и падеж, замените словосочетание одним словом. (Слайды 11, 12, приложение)

Шито… нитками, делать… глаза, ворона в … перьях, как баран на … ворота, избушка на .. ножках.

Совать нос в … дела, с … головы на …, встать с … ноги, как гром среди … неба, с … паром.

6. Итог урока.

Выполнили ли мы свою задачу на уроке? ДА

7. Рефлексия.

У вас на партах лежат две карточки: солнышко и тучка, если вам понравился урок, покажите солнышко, если не очень – тучку.

Источник

Морфологический разбор имени прилагательного «Заячья»

Для слова «заячья» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «заячья» — имя прилагательное
  2. Морфологические признаки.
    1. заячий (именительный падеж единственного числа мужского рода)
    2. Постоянные признаки:
      • относительное

      Непостоянные признаки:

      • единственное число
      • именительный падеж
      • женский род
      • полная форма.
  3. А после тебя заячья шерсть и остаётся. То-то, брат, очень уж ты у меня плутовать любишь, а хоронить концов не умеешь.

    Выполняет роль определения.

    План разбора прилагального

    1. Часть речи. Общее значение
    2. Морфологические признаки.
      1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
      2. Постоянные признаки:
        • Разряд по значению:
          • Качественное (может быть в большей или меньшей степени).
          • Относительное (не может быть в большей или меньшей степени)
          • Притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо)

        Непостоянные признаки:

        • У качественных
          • Степень сравнения
          • Краткая и полная форма
        • У всех прилагательных:
          • Падеж
          • Число
          • Род(в единственном числе)
    3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения)

    План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

    Если морфологический разбор имени прилагательного «заячья» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

    Источник

    Разряды имён прилагательных

    По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные и качественные.

    Разряды прилагательных

    Разряд Признаки Пример
    Притяжательные — Указывают на принадлежность
    — Отвечают на вопрос чей?
    папин зонт
    Маринин карандаш
    Относительные Обозначают место, время, материал и так далее центральный пляж
    вчерашний хлеб
    железный ключ
    Качественные — Имеют степени сравнения горячий — горячей
    — Образуют краткую форму красивый — красив
    — Сочетаются с наречиями меры и степени (очень, слишком и т. д.) слишком бедный

    Притяжательные прилагательные

    Притяжательные имена прилагательные — это слова, указывающие на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (чей он, кому принадлежит). Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?:

    Вопрос Пример
    чей? мамин шарф, папин друг
    чья? бабушкина пряжа, волчья ягода
    чьё? мамино пальто, лисье чутьё
    чьи? кошачьи следы, дедушкины очки

    Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов -ИЙ, -ОВ(-ЕВ), -ИН(-ЫН), -ОВСК(-ЕВСК), -ИНСК(-ЫНСК):

    курица – куриц ын ,

    отец – отц ов , отц овск ий,

    мама – мам ин , мать – матер инск ий.

    Словосочетание существительное + притяжательное прилагательное можно заменить словосочетанием существительное + существительное, например:

    папин брат – брат папы,

    волчий вой – вой волка.

    Относительные прилагательные

    Относительные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам. Такие признаки указывают:

      Из какого материала сделан предмет:

    золотое кольцо – кольцо из золота .

    Для кого предназначен предмет:

    детский сад – сад для детей .

    Отношение предмета к определённому времени:

    зимнее затмение – затмение зимой .

    Отношение предмета к месту:

    горная вершина – вершина горы .

    Отношение предмета к области деятельности:

    спортивный журнал – журнал про спорт .

    Как видно из примеров, относительные прилагательные можно заменять существительными, не теряя при этом смысла словосочетания.

    Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, кратких форм, синонимов и антонимов.

    Относительные прилагательные образуются от существительных с помощью различных суффиксов:

    вечер – вечер н ий,

    скала – скал ист ый.

    Если основа существительных оканчивается на согласные Г, К, Х, Т, Ц — то может происходить чередование согласных букв:

    дру г – дру ж еский, но ма г ия – ма г ический;

    таба к – таба ч ный, но пар к – пар к овая;

    пасту х – пасту ш ий, но ду х – ду х овный;

    студен т – студен ч еский, но парке т – парке т ный;

    солн ц е – солне ч ный, но свине ц – свин ц овый.

    Качественные прилагательные

    Качественные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обладают следующими признаками:

      Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком:

    очень сладкий, слишком большой.

    Имеют полную и краткую форму:

    быстрый – быстр, красивый – красив.

    быстрый – медленный, красивый – страшный

    Большинство антонимов можно образовать с помощью приставки не-:

    маленький – немаленький (большой), яркий – неяркий (тусклый).

    Образуют сложные прилагательные путём повтора:

    Имеют степени сравнения:

    яркий – ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий.

    Примечание: не каждое качественное прилагательное обладает сразу всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если обладает хотя бы несколькими из них.

    Обратите внимание, что качественные прилагательные, в отличие от притяжательных и относительных, обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика предмета по цвету (жёлтый, белый), весу (легкий, неподъёмный), размеру (маленький, огромный) и т. д.

    Переход прилагательных из одного разряда в другой

    Притяжательные, относительные и качественные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные — в разряд относительных.

    Прилагательное Разряды
    притяжательный относительный качественный
    волчий волчий вой волчья (из меха волка) шуба волчий (злой) взгляд
    стальной стальная (из стали) кружка стальные (крепкие) мышцы
    мирный мирное (во время мира) время мирный (спокойный) характер
    заячий заячья лапа заячья (из меха зайца) шапка заячий (трусливый) характер
    живой живой цветок живая изгородь

    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов. Из примеров, представленных в таблице видно, что волчий и заячий, при употреблении их в качестве материала для предмета, переходят в разряд относительных прилагательных. При использовании их в переносном значении, они становятся качественными.

    Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если они начинают обозначать постоянное свойство предмета:

    кислая ягода – кислая реакция,

    кривая избушка – кривая линия.

    Как определить разряд прилагательного

    Каждый разряд прилагательных имеет ряд характерных признаков, которыми не обладают другие разряды:

    Качественные Относительные Притяжательные
    1. Степени сравнения
    2. Краткая форма
    3. Сочетание с наречиями:

    очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.

    Образование сложных прилагательных с помощью повтора:

    Образование прилагательных с приставкой НЕ-:

    Могут иметь антонимы:

    Могут иметь синонимы:

    недорогой – дешёвый,
    мутный – расплывчатый
    .

    Могут образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    слабый – слабенький – слабоватый.

    Могут образовывать наречия на -О, -Е:

    1. Указывают на отношение одного предмета к другому
    2. Можно подобрать синонимичное словосочетание:

      золотое кольцо – кольцо из золота.

    1. Обозначают принадлежность
    2. Отвечают на вопросы:

      чей? чья? чьё? чьи?

      Чтобы определить разряд прилагательного надо посмотреть каким признакам данное прилагательное соответствует. Рассмотри несколько примеров:

      Пример 1. Определить разряд прилагательного:

      Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

      Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Теперь попробуем подобрать синоним:

      орлиное означает хорошее, отличное.

      Раз к прилагательному удалось подобрать синоним, значит оно качественное.

      Пример 2. Определить разряд прилагательного:

      Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

      Прилагательное отвечает на вопрос чья?, следовательно оно притяжательное.

      Пример 3. Определить разряд прилагательного:

      Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

      человек какой? наблюдательный .

      Прилагательное отвечает на вопрос какой?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Можно попробовать подобрать синоним или посмотреть, может ли данный признак проявляться в большей или меньшей степени:

      наблюдательный означает внимательный,

      наблюдательный – наблюдательнее, самый наблюдательный.

      У прилагательного есть синоним и степени сравнения — прилагательное качественное.

      Пример 4. Определить разряд прилагательного:

      Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

      мороженое какое? клубничное .

      Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Относительно мороженого у признака клубничный не может быть синонимов и степеней сравнения, так как мороженое не может быть более или менее клубничным. Значит можно попробовать подобрать синонимичное словосочетание:

      клубничное мороженое – мороженое из клубники .

      Данное словосочетание указывает на отношение одного предмета к другому, значит прилагательное является относительным.

      Источник