Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными
Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными
– Развитие умений соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.
– Расширение лексического запаса на основе умений составлять тематические группы имён прилагательных.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.
Введение новых словарных слов.
Упр. 310 – развивается умение подбирать к именам существительным имена прилагательные, называющие разные признаки, и определять эти признаки, находить и правильно писать в словах орфограммы-непроверяемые буквы.
Выполняется по образцу.
Дополнительные вопросы и задания.
– Какие признаки предметов называют прилагательные? (Цвет, размер, форму, вкус.)
– Назовите слова, правописание которых надо запомнить. Подчеркните в этих словах буквы, которые нельзя проверить.
– Что обозначают слова апельсин, смородина, оранжевый?
(Апельсин – «китайское яблоко», смородина – от «смрад» – сильный запах, оранжевый (фр.) «оранж» – апельсин (от него – оранжерея).)
2. Закрепление написаний ранее изученных словарных слов.
– Найдите в домашнем упр. 2 прилагательные, в которых есть непроверяемые написания. Назовите вид орфограммы.
– Какие ещё признаки могут называть прилагательные? (Внешний вид, качества, свойства человека.)
– Какой вывод о роли имён прилагательных в речи можно сделать после выполнения упражнений? (Вывод о многообразии имён прилагательных в русском языке, об их способности определять разные стороны предметов: цвет, размер, форму, запах, вкус, внешний вид, качества и свойства и т. д.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы.
– Какая часть речи так о себе рассказала?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (, )
– О чём это определение в стихах? (О значении имени прилагательного и его роли в речи.)
– Сформулируйте тему урока. (Значение имён прилагательных и их роль в речи.)
– Какие вопросы вам хотелось бы задать по той теме?
– Составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Работа в учебнике.
1. Упр. 311 – развивается умение подбирать прилагательные тематической группы «характеристика, внутренние и внешние качества человека» и орфографически правильно их записывать.
Человек (какой?) – душевный, аккуратный, добрый, внимательный, сердечный и т. д.
Человек (какой?) – неряшливый, грубый, злой, неприветливый, себялюбивый и т. д.
– Чем можно дополнить наш вывод о роли имён прилагательных в речи?
2. Упр. 312 – развивается умение соотносить по смыслу прилагательные и существительные, определять грамматическую зависимость прилагательного от существительного, обозначать её графически.
– Как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательные зависят от существительных, от них
можно поставить вопрос.)
– Почему вопрос ставится от существительного к прилагательному? (Прилагательные называют признак предмета.)
3. Упр. 313 – развивается умение определять признаки имён прилагательных (род, число), графически обозначать связь.
Выполняется комментированная запись.
– Сделайте вывод: как определить род и число имён прилагательных? (Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное, к которому оно относится. Поэтому нужно сначала определить род и число имён существительных.)
В ходе записи дети подчёркивают орфограммы-буквы безударных гласных в корне, не проверяемые ударением.
Выполняется разбор по составу:
4. Упр. 314 – развивается умение подбирать к прилагательным имена существительные (умение, обратное предыдущему).
Можно предложить детям выполнить упражнение самостоятельно.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
– Как определить род и число имени прилагательного? (По существительному, с которым связано это прилагательное.)
– Выполните задание № 4, тема 9 в рабочей тетради.
– Что нужно помнить, определяя род прилагательного? (Во мн. ч. у прилагательных род не определяется.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
— Отличать местоимения от слов других частей речи.
— Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).
— Писать предлоги с местоимениями раздельно.
Источник
«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.svyaz_imeni_prilagatelnogo_simenem_sushchestvitelnym.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 2класс
«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным
— учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных ;
— показать связь имени прилагательного с именем существительным;
— учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;
— развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;
— развивать речь и расширять кругозор обучающихся;
— формировать умение взаимодействовать в парах;
— воспитывать бережное отношение к животным
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5.
- Целеполагание. Актуализация знаний.
— Дети вы любите сказки?
— У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.
— Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)
Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок
— Как вы догадались, что это Колобок?
— Из какой сказки он к нам пришёл?
Картинка из сказки «Колобок»
-Давайте поиграем, друзья! Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.
Серый, хищный, жадный . (Волк.)
Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)
Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)
Сухое, свежее, душистое . (Сено.)
Солнечный, веселый . (День.)
— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)
— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)
— Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится? Приведите примеры слов этой части речи. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Имя прилагательное знает весь свет,
Раскрасит, как художник, разный предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
— Какую часть речи я употребила, описав Колобка?
— Как вы определили, что это имя прилагательное?
— Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?
— Что вы знаете о прилагательном?
— А какой частью речи является слово «Колобок»?
— Кто поможет сформулировать тему урока?
— Тема нашего урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»
— Назовите цели урока.
— Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.
— На какую букву начинается слово «Колобок»?
— Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».
— Разомнём наши пальчики пред письмом.
Вот помощники мои.
Их как хочешь поверни.
И работать захотели.
— Пропишите буквы, слоги и слова.
Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн
коржик кормушка кривая
— Поставьте ударение в словах.
— Что общего в словах?
— Какое слово лишнее? Докажите.
— Назовите опасные места в словах, орфограммы.
— Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.
— Кривая дорожка, по которой катился Колобок.
— Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.
— С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
— Как определить число и род имени прилагательного?
— Определите число и род имени прилагательного.
Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)
1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.
— Назовите, кого встретил Колобок в лесу?
Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы.
— Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?
(Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)
— Какой частью речи являются эти слова? Докажите.
— Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.
Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.
Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).
Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)
Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).
Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)
— Молодцы. Правильно справились с заданием.
— В какой форме числа стоят существительные?
— А прилагательные? Почему?
— На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?
— Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.
— На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?
Зайцы (какие?) косые и т. д.
— Как изменили существительные и прилагательные?
— Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?
— Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?
— Так с какой частью речи связано имя прилагательное?
2) Работа с учебником.
а) «Страничка для любознательных»
— Прочитаем информацию в учебнике.
— Почему имя прилагательное так называется?
— Какие признаки может обозначать имя прилагательное?
— Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения
— Какой частью речи являются изображённые слова?
— На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)
— Назовите разные признаки этих предметов
— Составьте предложение с любым словосочетание.
Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.
— Что учились делать, выполняя это упражнение?
3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.
— Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.
Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.
— Прочитайте шёпотом предложения.
— Как их надо читать? Почему?
— Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)
— Что вы должны сделать?
— Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.
— Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)
— Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?
— Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.
(Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)
— Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.
4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.
— Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.
— Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.
— Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.
Источник