Меню

значения имен прилагательных связь имени прилагательного с существительным



Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

– Развитие умений соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.

– Расширение лексического запаса на основе умений составлять тематические группы имён прилагательных.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

3 4

1. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.

Введение новых словарных слов.

Упр. 310 – развивается умение подбирать к именам существительным имена прилагательные, называющие разные признаки, и определять эти признаки, находить и правильно писать в словах орфограммы-непроверяемые буквы.

Выполняется по образцу.

Дополнительные вопросы и задания.

– Какие признаки предметов называют прилагательные? (Цвет, размер, форму, вкус.)

– Назовите слова, правописание которых надо запомнить. Подчеркните в этих словах буквы, которые нельзя проверить.

– Что обозначают слова апельсин, смородина, оранжевый?

(Апельсин – «китайское яблоко», смородина – от «смрад» – сильный запах, оранжевый (фр.) «оранж» – апельсин (от него – оранжерея).)

2. Закрепление написаний ранее изученных словарных слов.

– Найдите в домашнем упр. 2 прилагательные, в которых есть непроверяемые написания. Назовите вид орфограммы.

– Какие ещё признаки могут называть прилагательные? (Внешний вид, качества, свойства человека.)

– Какой вывод о роли имён прилагательных в речи можно сделать после выполнения упражнений? (Вывод о многообразии имён прилагательных в русском языке, об их способности определять разные стороны предметов: цвет, размер, форму, запах, вкус, внешний вид, качества и свойства и т. д.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

– Какая часть речи так о себе рассказала?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (, )

– О чём это определение в стихах? (О значении имени прилагательного и его роли в речи.)

– Сформулируйте тему урока. (Значение имён прилагательных и их роль в речи.)

Какие вопросы вам хотелось бы задать по той теме?

– Составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Работа в учебнике.

1. Упр. 311 – развивается умение подбирать прилагательные тематической группы «характеристика, внутренние и внешние качества человека» и орфографически правильно их записывать.

Человек (какой?) – душевный, аккуратный, добрый, внимательный, сердечный и т. д.

Человек (какой?)неряшливый, грубый, злой, неприветливый, себялюбивый и т. д.

– Чем можно дополнить наш вывод о роли имён прилагательных в речи?

Читайте также:  неодушевлённое нарицательное существительное примеры

2. Упр. 312 – развивается умение соотносить по смыслу прилагательные и существительные, определять грамматическую зависимость прилагательного от существительного, обозначать её графически.

– Как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательные зависят от существительных, от них

можно поставить вопрос.)

– Почему вопрос ставится от существительного к прилагательному? (Прилагательные называют признак предмета.)

3. Упр. 313 – развивается умение определять признаки имён прилагательных (род, число), графически обозначать связь.

Выполняется комментированная запись.

Сделайте вывод: как определить род и число имён прилагательных? (Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное, к которому оно относится. Поэтому нужно сначала определить род и число имён существительных.)

В ходе записи дети подчёркивают орфограммы-буквы безударных гласных в корне, не проверяемые ударением.

Выполняется разбор по составу:

4. Упр. 314 – развивается умение подбирать к прилагательным имена существительные (умение, обратное предыдущему).

Можно предложить детям выполнить упражнение самостоятельно.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

– Как определить род и число имени прилагательного? (По существительному, с которым связано это прилагательное.)

– Выполните задание № 4, тема 9 в рабочей тетради.

– Что нужно помнить, определяя род прилагательного? (Во мн. ч. у прилагательных род не определяется.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

— Отличать местоимения от слов других частей речи.

— Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).

— Писать предлоги с местоимениями раздельно.

Источник

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.svyaz_imeni_prilagatelnogo_simenem_sushchestvitelnym.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2класс

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным

— учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных ;

— показать связь имени прилагательного с именем существительным;

— учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;

— развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;

— развивать речь и расширять кругозор обучающихся;

— формировать умение взаимодействовать в парах;

— воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

  1. Целеполагание. Актуализация знаний.

— Дети вы любите сказки?

— У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.

— Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)

Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок

— Как вы догадались, что это Колобок?

— Из какой сказки он к нам пришёл?

Картинка из сказки «Колобок»

-Давайте поиграем, друзья! Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

Серый, хищный, жадный . (Волк.)

Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)

Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)

Сухое, свежее, душистое . (Сено.)

Солнечный, веселый . (День.)

— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

— Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится? Приведите примеры слов этой части речи. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит, как художник, разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

— Какую часть речи я употребила, описав Колобка?

— Как вы определили, что это имя прилагательное?

— Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?

— Что вы знаете о прилагательном?

— А какой частью речи является слово «Колобок»?

— Кто поможет сформулировать тему урока?

— Тема нашего урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

— Назовите цели урока.

— Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.

— На какую букву начинается слово «Колобок»?

— Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».

— Разомнём наши пальчики пред письмом.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

И работать захотели.

— Пропишите буквы, слоги и слова.

Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн

коржик кормушка кривая

— Поставьте ударение в словах.

— Что общего в словах?

— Какое слово лишнее? Докажите.

— Назовите опасные места в словах, орфограммы.

— Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.

— Кривая дорожка, по которой катился Колобок.

— Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.

— С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

— Как определить число и род имени прилагательного?

— Определите число и род имени прилагательного.

Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)

1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.

— Назовите, кого встретил Колобок в лесу?

Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы.

— Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)

— Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

— Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.

Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.

Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).

Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)

Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).

Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)

— Молодцы. Правильно справились с заданием.

— В какой форме числа стоят существительные?

— А прилагательные? Почему?

— На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?

— Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.

— На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Зайцы (какие?) косые и т. д.

— Как изменили существительные и прилагательные?

— Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?

— Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?

— Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

2) Работа с учебником.

а) «Страничка для любознательных»

— Прочитаем информацию в учебнике.

— Почему имя прилагательное так называется?

— Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

— Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения

— Какой частью речи являются изображённые слова?

— На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)

— Назовите разные признаки этих предметов

— Составьте предложение с любым словосочетание.

Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.

— Что учились делать, выполняя это упражнение?

3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.

— Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.

Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.

— Прочитайте шёпотом предложения.

— Как их надо читать? Почему?

— Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)

— Что вы должны сделать?

— Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.

— Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)

— Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?

— Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

(Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)

— Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.

— Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.

— Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.

— Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.

Источник

Значения имен прилагательных связь имени прилагательного с существительным



Урок-исследование по русскому языку в 3-м классе. Тема: «Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными»

Тема: «Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными».

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

  • углубить представление о роли имен прилагательных в речи;
  • развивать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;
  • формировать элементы логической грамотности, орфографической зоркости, способствовать формированию творческой личности;
  • развивать интерес к предмету, способность вслушиваться и понимать русский язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его выразительность;
  • воспитывать привычку делового сотрудничества, способность к самоконтролю и самооценке

Ход урока

I. Организация класса. Мотивация.


Слайд 1

– Как понимаете слова великого поэта?

Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше.

– Скажите, как называют человека, который открывает что-то новое, например, в науке?

Какими качествами должен обладать исследователь?

– А в первую очередь исследователь должен уметь мыслить. Недаром в народе говорят:


Слайд 2

– Каждый исследователь, прежде чем познать, создать что-то новое, проходит через много трудностей и препятствий.

– Кто готов стать исследователем сегодня на уроке?

II. Формулирование темы и цели урока.

Чтобы узнать, что будем исследовать на уроке, давайте совершим сейчас первое маленькое открытие, своего рода, гимнастику для ума. Составьте слово из рассыпанных слогов. Что получилось?


Слайд 3


Слайд 4

Да, сегодня на уроке мы будем продолжать исследовать имя прилагательное. Коснемся тайн нашего родного языка, попробуем выяснить, от чего же зависит его красота, эмоциональность, выразительность?

И вообще, есть ли польза от имен прилагательных в речи.

ΙΙΙ. Повторение изученного материала

1. Повторение об имени прилагательном.


Слайд 5

– Что уже может рассказать о себе имя прилагательное? Вспомните. Приведите примеры.

?! проблема – Что же еще не может о себе рассказать прилагательное? Это вы должны выяснить в процессе работы на уроке.

2. Словарно-орфографическая работа.

а) Догадайтесь, о каком слове идет речь? Запишите его.

  1. любознательный, трудолюбивый, мудрый, умный, терпеливый, исследующий и открывающий что-то новое… (исследователь);
  2. великий, могучий, богатый, волшебный, русский …. (язык);
  3. яркое, круглое, желтое, жгучее … (солнце);
  4. прекрасная, солнечная, весенняя … (погода);
  5. белые, легкие, пушистые, кучевые, перистые… (облака).

– Что общего у слов? Какой частью речи являются? Докажите.

б) Игра «Прятки» Кто внимательный?

В каких существительных спрятались другие слова? (погода, исследователь, облака)

Как вы догадались о том, какие слова нужно было записать? Какая часть речи помогла?

Что обозначают имена прилагательные?

в) подумайте, по какому принципу построен граф отношений «больше»


Слайд 6

Исключите по одному «лишние» слова так, чтобы осталось искомое для графа слово:

  • одушевленное; (исследователь)
  • не в начальной форме; (облака, мн.ч)
  • сущ. женского рода; (погода)
  • сущ, которое употребляется только в единственном числе; (солнце)
Читайте также:  неодушевлённое нарицательное существительное примеры

Какое слово осталось? (язык)

Почему именно оно подходит в граф? Выявите закономерность. (по количеству звуков: 9-7-5)

Вывод: Как вы думаете, какую цель преследуют в словарно-орфографической работе задания на выявление закономерностей, исключения «лишних» объектов, классификацию, формулирование понятий, правил? (Они учат мыслить)

КРАСИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ МЫСЛИТЬ.

г) Лексическая работа

В каком значении может употребляться слово ЯЗЫК? Исследуем его лексическое значение.


Слайд 7

Составление предложения с данным словом в любом значении. (инд.)

IV. «Открытие» нового знания.

1. Определение роли имен прилагательных в речи.

а) установление функциональной зависимости между существительным и группой прилагательных

Проверка: какие группы прилагательных подобрали к слову ЯЗЫК в разных значениях? (зачитывают)

Почему, на ваш взгляд, именно эти прилагательные подходят?

(Именно эти прилагательные точно называют признаки слова в том или другом значении)

ВЫВОД: прилагательные уточняют предмет

(на доске появляется схема:

б) работа в тетради

1. Записать словосочетание с прилагательными в значении — «язык – средство общения»

(с комментированием) Язык (какой?) великий, могучий, богатый, выразительный

Определите род и число существительного. Что можете сказать о роде и числе имени прилагательного? Почему?

2. Упражнение в подборе имен прилагательных. С/р с последующей проверкой.

Упр. 310. Чтение задания и образца записи.

Загадка о незабудке


Слайд 9

(Незабудка (какая?) голубая, нежная, красивая, маленькая, волшебная) Определить род, число.

Почему у прилагательных женский род?


Слайд 10

3. Работа по картине (в паре)

Какое время года изобразил художник на картине?

Используя опорные слова, составьте устно описание картины.

(ученики получают 2 вида карточек с опорными словами и составляют текст)

Весна, наступила, плывут, небу, по, облака, тает, снег, бегут, ручьи
Весна, наступила, ранняя, голубому, плывут, небу, по, пушистые, облака, тает, снег, рыхлый, звонкие, бегут, ручьи

Чтение 1 текста.

Какие получились предложения? Вам понравился такой текст? Почему?

«У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!»

– Кто хочет прийти на помощь существительным?

– Как вы думаете, они дружат между собой?

Чтение 2 текста.

Скажите, какое описание вам понравилось больше? Почему?

Что помогло стать предложениям красивыми?

Значит, какую же еще роль выполняют прилагательные в речи? (Они украшают нашу речь)

Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи употребляется имя прилагательное?

– С именами существительными.

Давайте убедимся в этом.

2. Связь имен прилагательных с именами существительными.

Упр. 313. (по заданиям)

Вывод: имена прилагательные имеют такой же род и число, как и имя существительное. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь.

Читайте также:  ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе

V. Закрепление изученного материала.

1. Выборочное списывание. Упр. № 316. (по заданиям учебника)

2. Творческая работа.

Дополните стихотворение подходящими по смыслу прилагательными.

Здравствуй, солнце …….!
Здравствуй, небо………!
Здравствуй, …….. ветерок!
Здравствуй, ……… дружок!
Мы живем в родном краю,
Я вас всех приветствую!

VI. Итог урока. Рефлексия.

«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…»

Ребята, какие же открытия вам удалось сделать сегодня на уроке?


Слайд 11

Какие качества помогли вам исследовать имя прилагательное?

Имя прилагательное очень важно знать,
Имя прилагательное надо понимать!

Возьмитесь за руки, улыбнитесь тому, с кем вам понравилось работать.

Источник

Урок на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме:

«Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

Связь имени прилагательного с именем существительным».

(Данный урок разработан с применением технологии критического мышления)

Цели урока: продолжить знакомство с именем прилагательным как с частью речи, на примерах показать значимость использования имён прилагательных в устной и письменной речи, развивать навыки употребления имён прилагательных в устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы и умение работать в группах, развитие творческих способностей учащихся, используя индивидуальные способности.

научатся определять роль имён прилагательных в речи, сформируют умения постановки вопроса от имени прилагательного к имени существительному, смогут планировать свои действия в соответствии с предложенными заданиями, проводить мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации.

развивать умения в определении последовательности учебных действий; анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы;

строить продуктивное взаимодействие в процессе парной и групповой работы.

Личностные УУД: воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе; учиться отстаивать своё мнение аргументировано.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, рабочая тетрадь, предметные картинки, мультимедийная презентация.

Источник

Имя прилагательное в русском языке: разряды, степени, формы. Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное в русском языке — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, живого существа или явления. Прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Прилагательные. Примеры
Добрый характер.
Красивая девушка .
Короткое платье.
Большие перемены.

Важно! Признак действия обозначает не прилагательное, а наречие.

Читайте о других частях речи в русском языке

Местоимение указывает на предмет.

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

Разряды прилагательных. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные

Прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные .

Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Например, тёплый — можно быть более теплым и менее теплым. Тёплый — качественное прилагательное.

Примеры качественных прилагательных
Умный человек
Медленный поезд
Интересная книга
Большое дерево
Холодное утро

Относительные прилагательные называют постоянные качества, выражая их через отношение к другим предметам. Например, стальной — это значит сделанный из стали. Стальной — относительное прилагательное.

Примеры относительных прилагательных
Золотая цепочка (цепочка из золота)
Ночная прогулка (прогулка ночью)
Нижний ряд (ряд внизу)
Двухлетняя девочка (девочка двух лет)
Кавалерийская походка (походка кавалериста)

Иногда относительные прилагательные употребляются в переносном значении и тогда приобретают значение качественных признаков. Такие относительные прилагательные переходят в разряд качественных. Например, железное здоровье (синоним крепкого здоровья) или золотые руки (умелые руки).

Читайте также:  на какие еще вопросы отвечает имя существительное в русском языке

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-то и отвечают на вопрос чей?

Притяжательные прилагательные образуются с помощью суффиксов: -ин-/-ын, -ов-/-ев, -ий/-й .

Примеры притяжательных прилагательных
Дедушкины часы (часы дедушки)
Васина улыбка (улыбка Васи)
Крокодиловы слезы (слезы крокодила)
Царицын луг (луг царицы)

Краткая и полная форма прилагательных

Прилагательные могут иметь краткую форму: добрый — добр; злой — зол.

Две формы есть у большинства качественных прилагательных:
умный — умён
далёкий — далёк
краткий — краток
весёлый — весел

Прилагательные в полной форме изменяются по числам и падежам, в единственном падеже — по родам.

В зависимости от твердой или мягкой основы прилагательные в мужском роде оканчиваются на -ой или -ый/-ий ( шальной, зеленый, мягкий ), в женском роде — на -ая/-яя ( крупная, древняя ), в среднем роде — на -ое/-ее ( большое, могучее ).

Синтаксическая роль прилагательного в предложении

В предложении прилагательное чаще всего бывает определением , оно обозначает признак или качество предмета, лица, явления, но может быть и сказуемым .

Прилагательные в полной форме согласуются с определяемым существительным в числе, роде и падеже — выступают в роли согласованного определения :
Я читал интересную книгу.
Лохматый пес подбежал к мальчику.
Темный лес терялся в вечернем тумане.

Также прилагательное может быть частью составного именного сказуемого :
Ребенок был веселый и разговорчивый.
Он стал образованным и культурным.
Я был раздосадован.

Прилагательное в краткой форме или в форме степени сравнения является сказуемым :
Она богата и успешна.
Сегодня с утра я весел.
Ты умнее меня.

Падеж прилагательных. Склонение прилагательных. Три типа склонения

В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам. Прилагательное имеет тот же падеж, род и число, что и имя существительное, к которому относится. Это называется согласованием:

  • Хороший человек. Хорошего человека. Хорошему человеку.
  • Хорошая машина. Хорошей машины. Хорошей машине.
  • Хорошее настроение. Хорошего настроения. Хорошему настроению.
  • Хорошие люди. Хороших людей. Хорошим людям.

При склонении изменяются окончания прилагательных.

Источник